IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

12 страниц V « < 5 6 7 8 9 > »   
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Музеи города.
ArtOleg
сообщение 30.3.2013, 0:15
Сообщение #121


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Цитата
В новом музее горожане сыграют в «Лего» и примерят старинные перчатки

Прикрепленное изображение

В новом Музее маленьких историй в это воскресенье откроется первая выставка. Составители назвали ее «Что найдут археологи через 500 лет».

В музее рассказывают, что эта экспозиция разрушит в голове даже искушенного зрителя стереотипы о том, как можно организовать музейное и выставочное пространство. «Мы не привязываемся к вещи, наша цель – ведать истории, ведь вещь становится интересной лишь тогда, когда интересна ее история. Ее трансляции Вы не найдете ни в одном историческом издании, не услышите ни в одном историческом фильме, ни в одном музее мира вам не расскажут историю маленькой участницы исторического процесса, которая, возможно, и не повлияла на ход его развития, но, по крайней мере, является подлинным свидетелем его движения и уже от этого она невообразимо значительна», - рассказывают авторы выставочного проекта.

Зрителям дадут примерить подлинные женские перчатки XIX века, предоставят возможность поиграть в «Лего», подержать в руках пуговицу Викторианской эпохи и услышать ее историю, а также принять участие в китайской чайной церемонии, в рамках которой расскажут о том, что в этой стране единый государственный экзамен сдают уже без малого 1300 лет.

Торжественное открытие необычной выставки пройдет 31 марта в 12:00. Действовать она будет в течение месяца.


Источник


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Nath
сообщение 31.3.2013, 20:53
Сообщение #122


Постоянный участник
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 952
Регистрация: 16.11.2006
Пользователь №: 24



Музей Уральского общества в Екатеринбурге
№127 Выдра
Фото Метенкова
Прикрепленное изображение
с молотка
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 2.4.2013, 21:30
Сообщение #123


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Цитата
Новенькое о стареньком

В уральской столице появился Музей маленьких историй

Прикрепленное изображение

Конец марта порадовал культурной новинкой — в столице Урала открылась необычная экспозиция. Расположилась она в мансарде бывшего дома надворного советника Ивана Петровича Жолобова, что на улице Октябрьской революции, 35.

Создатели музея — объединение «Культурное событие» — называют его интерактивным и неформальным. И не случайно. В Музее маленьких историй уютно, как дома, здесь нет привычных витрин и вывесок «руками не трогать». Посетители словно попадают в большую гостиную, где им разрешено брать любые предметы и прикасаться к понравившемуся экспонату. Экскурсоводов здесь тоже нет, зато организаторы выставки с удовольствием побеседуют с вами и ответят на интересующие вопросы.

Открытие музея началось с традиционной процедуры перерезания ленты. Но лента здесь не красная, а зеленая. Организаторы выставки утверждают, что зеленый — это цвет роста и цветения, а значит, и музей ожидает хорошее будущее.

Сейчас в экспозиции заняты всего две небольшие комнаты, но каждая наполнена своими маленькими историями. Первый зал носит название «Что-то новенькое о чем-то стареньком». Более десятка вееров разных форм, размеров и расцветок, размещенных здесь, расскажут свои истории.

Второй зал — «Что найдут археологи через 500 лет». В центре стоит стол с фигурками из «Лего». Казалось бы, ну как связаны история и пластмассовый конструктор? «А ведь это археологи найдут через пять столетий в больших количествах, за это время конструктор не расплавится и не растворится», — рассказывает работник музея Ольга Акименко. Здесь свои маленькие истории хранят кожаная шляпная коробка, бальные перчатки, гнутый стул, костюм с вышивкой XIX века и музыкальный проигрыватель виниловых пластинок. Кстати, музыка, сопровождающая выставку, воспроизводилась на нем.

Свою маленькую историю посетителям расскажут и спичечные коробки, собранные с 60-х годов ХХ века! Коллекция, когда-то принадлежавшая матери одной из организаторов выставки, теперь будет представлена в этом музее.

Еще одна маленькая интересная история ждет посетителей музея за чашечкой чая. Наслаждаясь ароматным напитком, вы узнаете интересные факты о создании ЕГЭ. Оказывается, единый экзамен был придумал китайцами еще 1300 лет назад!

Кстати, один из первых гостей неформального музея, член Союза художников Алена Азерная принесла сюда и свою маленькую историю — картину из серии «Праздник божоле». Организаторы утверждают, что экспонатом музея может стать любая вещь, главное, чтобы она хранила свою маленькую интересную историю.

По словам организаторов выставки, экспозиция музея будет меняться каждое 31-е число ровно в 19.00, а это значит, что даже частые посетители могут порадовать себя новой удивительной маленькой историей.

Прикрепленное изображение

Юлия АГАЛАКОВА

Источник


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 11.4.2013, 21:52
Сообщение #124


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Цитата
В Екатеринбурге открылся музей Эрнста Неизвестного

Во вторник, 9 апреля, в историческом особняке на Добролюбова, 14 открылся музей знаменитого российского скульптора Эрнста Неизвестного.
С идеей его создания выступили в 2012 году заслуженные художники Виталий Волович и Михаил Брусиловский. Идею поддержал свердловский губернатор Евгений Куйвашев, и началась масштабная работа по сбору работ Эрнста Неизвестного для музейного фонда. К слову, и сам скульптор подарил уральской экспозиции несколько бронзовых скульптур. Было принято принципиальное решение открыть музей в день рождения Неизвестного, 9 апреля.

Прикрепленное изображение&Прикрепленное изображение

На церемонии открытия присутствовали как бомонд во главе с создателями проекта Воловичем и Брусиловским, так и вся свердловская политическая элита: губернатор Евгений Куйвашев, оба сенатора от Свердловской области, руководство Заксобрания, администрации Екатеринбурга, глава СРО "Единой России" и др.

"Я поздравляю всех с открытием музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге – там, где родился великий мастер, откуда он уходил на фронт и куда вернулся после тяжелого ранения, где он начинал творить. Безусловно, мне очень приятно сегодня быть на этой церемонии в день его рождения", – заявил глава региона в приветственном слове, заметив, что сегодня утром он уже поздравил Эрнста Неизвестного с праздником по телефону. Также Евгений Куйвашев объявил об учреждении грантов, которые будут вручаться деятелям культуры каждый год 9 апреля.

Экс-мэр Екатеринбурга, ныне сенатор Совета Федерации от Свердловской области Аркадий Чернецкий предсказал музею большое будущее. Вероятно, вскоре здание уже не сможет вместить экспозицию (поскольку экспонатов будет все больше и больше) и музей придется расширять, заявил сенатор Е1.RU, не исключив также, что где-то на улицах Екатеринбурга могут даже появиться полномасштабные скульптуры Эрнста Неизвестного.

источник


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 11.4.2013, 22:22
Сообщение #125


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Про музей Верх-Исетского завода

Цитата
вопрос: Здравствуйте. Я много слышал от людей старшего возраста о музее Верх-Исетского завода (о его старинных экспонатах: станках, пушке), которые когда-то размещались на Кирова в здании церкви. Но потом музей переехал, и информация о нем затерялась. Скажите, пожалуйста, работает ли сейчас этот музей и где можно увидеть его экспозиции и ознакомится с историей завода?
комментарий: Уважаемый Олег Юрьевич!
Музей Верх-Исетского завода до 1993 г. располагался на территории Христорождественской церкви (ул. Школьников, 1). После возврата церкви старообрядческой общине, музей получил новое помещение на ул. Кирова, 34.
В 2007 г. музей лишился своего помещения, экспонаты завода были вывезены на территорию ООО «ВИЗ-Сталь» на ответственное хранение.
При благоприятной финансовой ситуации ООО «ВИЗ-Сталь» планирует осуществить обустройство музея в новом помещении.

источник


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
1723
сообщение 21.4.2013, 20:52
Сообщение #126


Администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 25 857
Регистрация: 25.10.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 1



Музей восковых фигур.
Ул.Попова, 2.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 29.4.2013, 21:06
Сообщение #127


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Цитата
Метальную лавку вновь откроют для посетителей

В Водонапорной башне можно увидеть уникальную коллекцию старинных металлических изделий.

Прикрепленное изображение

С 1 мая возобновляет свою работу Метальная лавка — уникальная выставка металлических изделий прошлых веков, разместившаяся в Водонапорной башне.

Водонапорная башня в Историческом сквере на Плотинке — один из символов Екатеринбурга, памятник промышленной архитектуры второй половины XIX века. В камерном пространстве башни разместились более 400 предметов, представляющих многообразие уральского металлопроизводства: демидовские секирные замки и медвежьи капканы, чугунные ступы и кованные решетки, каслинские печные дверцы с ажурными чугунными барельефами и орудия первостроителей Екатеринбургской крепости, торговые весы и пудовые гири, инструменты старателей и инвентарь добытчиков самоцветов.

С 1 мая и до наступления первых октябрьских холодов Метальная лавка будет работать для посетителей ежедневно, с 15.00 до 20.00.

источник


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 6.5.2013, 11:34
Сообщение #128


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Бесплатные площадки "Ночь музеев" 2013

- Мемориальный дом-музей П.П. Бажова (Объединенный музей писателей Урала)
- Муниципальный музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави»
- Музей истории развития трамвайно-троллейбусного управления
- Музей Букашкина, Департамент искусствоведения и культурологии УрФУ им. Б.Н.Ельцина
-«Патриаршее подворье» при Храме-Памятнике на Крови
- Музей истории УрГЭУ
- Музей истории УрГПУ
- Уральская архитектурно-художественная академия
- Дом художника
- Лицей № 180 «Полифорум» совместно с ЦДО «Новый век»
- Свердловская государственная Детская филармония
- Ивент-бюро «Рыжий»
- Гимназия № 5
- Гимназия № 9
- Гимназия № 108
- Гимназия № 99, Музей керамики
- Телекомпания ОТВ
- Лицей № 135
- Музей истории лицея № 88

Прикрепленное изображение

источник


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
fort
сообщение 13.5.2013, 12:56
Сообщение #129


Постоянный участник
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 3 498
Регистрация: 22.9.2008
Пользователь №: 3 851



Цитата
Бесплатные площадки "Ночь музеев" 2013

Ночь Музеев будет вроде 18 мая 2013.

В этом списке выше вы забыли упомянуть Музей истории Уралхиммашзавода. Но этот Музей будет 18 мая работать только днем( уточняйте по т.310-05-85 ).
(пер.Хибиногорский 33, расп.в проходной Уралхиммашзавода, ост.Инженерная,т.310-05-85 ).

Специально для этого Музея я подготовил выставку экспонатов "Что это такое?"

Большую часть этих экспонатов можно посмотреть здесь http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?...2249&page=1

Почти все они будут представлены в Музее Уралхиммашзавода 18 мая.Кроме них в Музее будет еще много интересных штатных экспонатов по истории Химмаша.


--------------------
Fort716 - это
Виртуальный музей истории Нижне-Исетска и Химмаша
http://www.uralweb.ru/albums/user.php?id=290675
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 17.8.2013, 9:30
Сообщение #130


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Цитата
Область просит Екатеринбург найти «крышу» для Музея маленьких историй

Вариант с драмтеатром не подошел. Есть надежда, что учреждению помогут городские власти.

Прикрепленное изображение

Поиском помещения для Екатеринбургского музея маленьких историй может заняться городская администрация.

«МУГИСО предложило нам вариант с размещением музея на площадях драмтеатра. Мы осмотрели помещение и поняли, что оно не вписывается в концепцию музея, поскольку обладает глобальным пространством, является холодным и неуютным. Формат нашего учреждения предполагает тесное общение с посетителями в домашней атмосфере, которую трудно создать на гранитном полу и за стеклянной стеной. К тому же у директора театра есть свои планы по использованию данной площади»,— рассказала JustMedia директор музея Светлана Жданова.

По ее словам, МУГИСО решило направить запрос в городскую администрацию, скорее всего в департамент по управлению муниципальным имуществом.

«Поскольку часть зданий находится в собственности города, есть шанс, что они смогут подобрать для нас какое-то помещение»,— говорит Светлана Жданова.

Напомним, что ранее министр культуры Свердловской области Павел Креков выразил готовность помочь создателям «маленьких историй» и даже обещал встретиться с руководителем Свердловского краеведческого музея, чтобы обсудить возможность предоставления какой-либо площадки учреждения коллегам.

«На данный момент сведений по этому поводу не поступало, поэтому нам остается ждать. Следующая выставка по традиции откроется 31-го числа. Где она будет проходить, пока не ясно. Думаю, мы вновь прибегнем к помощи друзей и займем небольшое помещение на короткий срок. В любом случае музей не прекратит свою работу»,— отмечает директор учреждения.

источник


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
1723
сообщение 21.8.2013, 21:18
Сообщение #131


Администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 25 857
Регистрация: 25.10.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 1



Над входом в музей Невьянской иконы.

Прикрепленное изображение
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
1723
сообщение 31.10.2013, 12:06
Сообщение #132


Администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 25 857
Регистрация: 25.10.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 1



Музей истории развития трамвайно-троллейбусного управления.
ул.Степана Разина, 51.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
1723
сообщение 10.11.2013, 11:52
Сообщение #133


Администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 25 857
Регистрация: 25.10.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 1



Музей истории Екатеринбурга.
ул.Карла Либкнехта, 26.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
1723
сообщение 30.11.2013, 18:43
Сообщение #134


Администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 25 857
Регистрация: 25.10.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 1



Музей ВДВ «Крылатая гвардия».
ул. Крылова, 2а.

Прикрепленное изображение
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 30.11.2013, 19:28
Сообщение #135


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Музей ФСБ рассекречен

Metro продолжает серию публикаций о необычных музеях Екатеринбурга: мы рассказывали о музеях НКВД, прокуратуры и ГУФСИН, в прошлом выпуске – о малоизвестном Музее воды. В этот раз под прицел попал «недоступный» музей ФСБ, расположенный в недрах Управления госбезопасности. Сегодня попасть в него может любой – от школьника до пенсионера (но только по заявке!) История создания службы, ее мифы и герои – в фоторепортаже.

Прикрепленное изображение
1. ЧК. На службе
На входе в экспозицию стоит чекист в форме 1920-х годов: фуражка, кожанная куртка. Внешне очень напоминает Шарапова из фильма «Место встречи...» В Музее сказали – совпадение. Может быть. Но выправка – та же.

Прикрепленное изображение
2. Гордость. Н.И.Кузнецов – герой-разведчик
Смотритель Вера Вольхина может часами рассказывать о подвигах разведчиков, например, о земляке Николае Кузнецове.

Прикрепленное изображение
4. Арсенал. «Шмайсеры» и самоделки
В музее представлено оружие силовиков от «наганов» гражданской войны до гранатометов группы «Альфа», а также изъятые в ходе спецопераций самоделки.

Прикрепленное изображение
6. На службе Родине. Холодный ум, горячее сердце и чистые руки
Точно неизвестно, принадлежат ли эти слова Дзержинскому, но организация, созданная им в 1917 году, и по сей день защищает интересы страны. Подтверждений тому в Музее – масса.

Прикрепленное изображение
7. Совершенно секретно, лично. «Привести в исполнение приговор над приговоренным к высшей мере наказания, 19 декабря 1937 года» – такая телеграмма о расстреле осужденных хранится в музее. Целая экспозиция посвящена репрессированным.

Прикрепленное изображение
9. Тюрьма. Для шпионов Во внутреннем дворе областного управления ФСБ еще недавно была внутренняя тюрьма, построенная в 1934 году. Сейчас в музее от нее остались дверь в камеру, кровать и стул, прикручивающийся к полу.

Весь фоторепортаж


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 20.12.2013, 2:05
Сообщение #136


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Фотоальбом «Музей истории Уралхиммаш»

В нескольких залах музея собраны многочисленные экспонаты, которые рассказывают об истории создания завода и о рабочих, преданно трудившихся на нем. Экспозиция музея включает в себя фотографии и многие другие предметы, подробно знакомящие с историей Уральского завода химического машиностроения, а также поселка Нижнеисетск. Отдельные экспонаты музея посвящены также подвигу советских солдат во время Великой отечественной войны. Адрес музея: г. Екатеринбург, Хибиногорский пер., 33.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

смотреть весь фотоальбом


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
1723
сообщение 12.1.2014, 21:43
Сообщение #137


Администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 25 857
Регистрация: 25.10.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 1



Музей "Об ЭТОМ".
ул.Крауля, 8.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 21.1.2014, 22:17
Сообщение #138


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Свято место пусто не бывает: на закрашенных картинах старика Букашкина появилось граффити

Депутат Законодательного собрания Свердловской области Евгений Артюх обещает вернуть картины на стены дома по адресу Ленина, 5 в мае 2014 года.

http://malina.am/Series/artyukh994613


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Nath
сообщение 11.4.2014, 13:39
Сообщение #139


Постоянный участник
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 952
Регистрация: 16.11.2006
Пользователь №: 24



г. Екатеринбург. Музей Уральского общества (любителей естествознания).
Фото И. Рона. прим. 1909 г.
Прикрепленное изображение
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ArtOleg
сообщение 4.8.2014, 23:40
Сообщение #140


Постоянный участник
****

Группа: Администраторы
Сообщений: 15 807
Регистрация: 12.11.2006
Из: Екатеринбург
Пользователь №: 6



Производство памяти

Соколовская Марина

Коллекционирование свидетельств жизни предприятий и учреждений и их публичный показ — страсть амбициозных руководителей или ответственность перед историей и обществом?


Прикрепленное изображение
Музей Верх-Исетского металлургического завода был одним из старейших в Екатеринбурге, он появился еще в XIX веке. Однако сегодня он закрыт

Бывали ли вы на экскурсии на заводе? Сторонний посетитель реагирует на завод как на произведение искусства, тотальную инсталляцию. Одновременно ликвидируемые, переживающие упадок или успешные, заводы и их музеи воспринимаются как наследие. Но кому оно принадлежит? Мы редко задаемся вопросом, кому принадлежали коллекции заводских музеев, созданных в советское время. Так, музей Уралмашзавода был основан в 1967 году решением партийного комитета завода, но фотофиксация строительных работ и жизни завода и района велась с самого начала строительства завода. Архив создавался в современной логике производства памяти: происходящее тут же и фиксировалось. Когда появился музей, он выстроил и публично представил все эти артефакты определенным образом. Кроме того, музей продолжил производство архива, собирая личные документы и записывая личные истории. Принадлежало ли все это богатство заводу или городу, партии или народу, музею или обществу? Сегодня собственник музейной коллекции мог бы быть назван, но история и ценность музейных собраний символически оспаривают право собственника. Кому принадлежит память, о которой могут рассказать все эти артефакты? Почему так легко накопленное заводскими музеями, когда говоришь с их сотрудниками, в их воображении может быть отправлено на свалку?

В России старые музеи заводов и ведомств ставят вопросы о ценности материального мира и о собственности вопреки логике закона. Ситуация напоминает ситуацию с колониальными музеями, перемещенными ценностями, домашними архивами и личными коллекциями. Для понимания этих коллекций и осмысления их истории и практик публичного показа сегодня необходимы, возможно, бо?льшие интеллектуальные усилия, чем для государственных или муниципальных исторических и художественных музеев. Много новых ведомственных и корпоративных музеев появляется и сегодня. Они сталкиваются с тем, как зыбко законодательство определяет их статус, они вынуждены производить память в такие времена, когда каждый музей должен осознавать себя в отношении как учредителя, владельца экспонатов, так и идеи наследия, и популярности у зрителя. Да еще на местном рынке создания музейных экспозиций мало впечатляющих идей, а новые коллекции часто включают артефакты, которым требуются костыли экспозиционных решений. Надо также понять, нужны ли обществу новые музеи — музеефицированные цеха заводов, коллекции компьютеров, марок, бумажных стаканчиков с логотипами или иных предметов, двусмысленная новая ценность которых сама по себе интеллектуальная проблема. Или все это материальное наследие нужно растворять в фондах существующих музеев, архивов, библиотек? Кому вообще нужны ведомственные и корпоративные музеи? Владельцам или посетителям? Как только они становятся публично значимыми, могут ли посетители оспаривать владение? На Урале много интересных заводских, ведомственных и корпоративных музеев. Некоторые из них исчезают без следа, коллекции других попадают в большие государственные собрания, встраиваясь в музейный фонд России. Появляются новые. Есть образцы идеально вписанных в жизнь учреждения музеев (один из лучших примеров музеефикации — выставленные в Свердловской областной стоматологической поликлинике для публичного осмотра реконструированные стоматологические кабинеты: вызывавшие когда-то страхи зубосверлительная машинерия и пыточный дизайн медицинской мебели). Но чаще всего корпоративные и подобные музеи — это клубок музеологических, интеллектуальных, юридических и политических вопросов. О музеях заводов, предприятий, учреждений и музеях вообще мы говорим с Татьяной Трошиной, кандидатом искусствоведения, заведующей кафедры музееведения и прикладной культурологии Уральского федерального университета.

Прикрепленное изображение
Татьяна Трошина: «Перспективный руководитель понимает, что музей — это бренд предприятия и его самого»

Принципы и собственность
— Татьяна Михайловна, что такое — корпоративный музей? Есть типология корпоративных музеев?

— Можно выделить несколько категорий. Это музеи, демонстрирующие продукцию корпорации. Например, в списке Форбс в десятке корпоратиных музеев, достойных посещения, значатся Intel Museum, музей McDonald's, Microsoft Visitor Center, Guinness storehouse, Sapporo Beer Museum, The World of Coca-Cola, рассказывающие об истории и продукции предприятий. Иногда это коллекции продукции, дополненные артефактами места, как, например, в музейном комплексе «Демидов-Центр» в Ревде. Это могут быть корпоративные художественные или иные коллекции, которые приобретаются на общие средства, например, коллекция современного искусства, собранная департаментом искусств Deutsche Bank, или коллекция вооружений, собранная УГМК, или галерея современного искусства, поддерживаемая «Синарой». Если брать строго название «корпоративный», то зачастую оно распространяется на музеи при каких-то производствах. В Екатеринбурге такими считаются заводские музеи. Типы музеев в музейной энциклопедии классифицируются по собственнику: государственные, ведомственные, общественные, корпоративные, церковные, частные. Эта типология, на мой взгляд, достаточно условна (как любая типология). Например, Каслинский музей или музей Курганского мостостроительного завода «Курганстальмост», музей истории Сургутгазпрома или Ирбитский музей мотоциклов можно довольно четко причислить к отраслевым. А как, например, классифицировать музей военной техники «Боевая слава Урала»? Он был создан корпорацией УГМК и руководством Приволжско-Уральского военного округа, а одним из инициаторов создания музея выступил совет ветеранов Пышмы. Завод «Уралэлектромедь», перед которым расположен музей, сам представленную военную технику не выпускал.

— Многие старые заводские музеи закрываются или судьба их коллекций туманна. Видимо, это одна из основных проблем корпоративных музеев.

— С приватизацией предприятий положение таких музеев становится уязвимым. Один владелец может создать такой музей, потом предприятие перекупается, и другой может решить, что ему музейные площади нужны для чего-нибудь еще. Есть и фактор личного вкуса. Корпоративные художественные коллекции зачастую наряду с интересными и ценными вещами вбирают в себя всякую ерунду, потому что владельцу нравятся, например, какие-нибудь каменные цветочки — они и собираются. Коллекционирование — дело тонкое. Джеймс Клиффорд сказал, что музей — это собрание фетишей. В детстве кто-то собирает фантики, кто-то — кукол, марки, бусинки или машинки. Некоторые всю жизнь готовы играть в эти игры. От коллекций уральских магнатов Демидовых остались и образцы продукции их заводов, и ценнейшие художественные собрания, рассеянные сейчас по миру. Московские промышленники и меценаты Щукин и Морозов собрали лучшие картины импрессионистов, а «Уникомбанк» — коллекцию гобеленов. Все это для собирателей, создателей коллекций, — фетиши, любимые, лелеемые вещи.

— А как работа корпоративных музеев в России регулируется законодательно?

— Сейчас мы не можем говорить о таком регулировании. Уже не первый год готовится новый закон о музеях. Действующий закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» 1996 года никак не учитывает положение музеев, которые являются собственностью собственника предприятия.

—Так и неясна судьба музея ВИЗа. Знаете ли вы что-то о нем?

— Музей ВИЗа был расформирован года четыре назад, несмотря на протесты, просьбы, включение этого музея в туристические маршруты, участие в городских музейных конкурсах. Когда история предприятия становится мутной, музей мешает ее мифологизировать. Судьба ирбитского музея мотоциклов в последнее время складывалась довольно драматично. Если бы не поддержка министерства культуры Свердловской области, он вряд ли существовал бы сегодня. Государство выкупило у владельцев предприятия коллекцию.

— Коллекции старых корпоративных музеев могут быть необычайно богаты. Кому они принадлежат, если история предприятий является не только историей некого частного бизнеса, но и историей города? Не ясно, найдется кто-то амбициозный и социально ответственный, кто в случае опасности сохранит коллекции в целостности и доступными для исследователей и публики. Если предприятие закрывается, нет никаких механизмов, кроме совести владельцев, которые бы вызывали у него желание эти заводские, советские еще коллекции сохранить, передать в государственный музей. Сегодня время от времени поговаривают о закрытии и распродаже музея Уралмашзавода. Юридически это возможно?

— Всегда находятся желающие «прихватить» музейные ценности. Когда была ситуация смены руководства Уралмаша, некоторые темные личности присматривались, какие в его музее прекрасные ампирные часы, картины известных художников. Сейчас музей Уралмашзавода стабильно работает. Жаль, если кто-то «поговаривает» о его распродаже. Хотя распродажа музейных коллекций — это проблема музеев не только корпоративных, и не только уральских или российских. Вероятно, вам попадала недавняя информация об угрозе распродажи коллекции Института искусств Детройта за долги города или банкротстве Музея народного искусства в Нью-Йорке.

— А что происходит с вузовскими музеями? Есть активные, вроде Музея УрГЭУ-СИНХа; есть интересные, но публично не представленные коллекции, например, бывшего музея УрГУ. Музей, который был в УПИ, часть экспонатов передал в Музей истории Екатеринбурга.

— Сегодня создается новая концепция музея УрФУ для того, чтобы музей был интересен гостям, абитуриентам, сотрудникам. Вузовские музеи тоже в непростой ситуации. Очень долго мы не могли подавать заявки на гранты, потому что вузовские музеи не считались государственными музеями. Они при вузах могут быть, а могут и не быть — разрешать или не разрешать, например, наш Музей Б.У. Кашкина или Музей редкой книги — прерогатива вузовской администрации. Другое дело, что в университетах работают образованные люди, понимающие значимость культуры. Вузовские музеи включили в программы потанинских грантов в этом году.

Знания и контроль
— Ведут ли корпоративные и ведомственные музеи исследовательскую работу?

— Это зависит от того, кто в них работает. Есть государственные музеи, в которых одни сотрудники водят экскурсии, всячески развлекают посетителей, а другие научной работой занимаются, диссертации пишут. Даже для того, чтобы сделать внятную экспозицию или подготовить выставку, нужно вещи изучить, интерпретировать, не просто их красиво расставить в залах, а концепцию придумать. Иногда в корпоративных музеях появляются серьезные издания. Например, музей НПО «Автоматика» издал монографию об академике Семихатове — это была научная работа, во многом построенная на материалах музея.

— Это труднодоступный музей. Его так и не смогли сделать публичным?

— Сотрудники музея к этому идут. Они имеют разрешение дирекции на то, чтобы оборудовать помещение с отдельным входом. Музей откроется вовне, потому что он очень интересен самым разным посетителям и потому что этому музею, его сотрудникам интересны разные посетители и формы работы. Музей уже сотрудничает с художниками, участвует в музейных конкурсах.

— Строят ли у нас для корпоративных музеев специальные здания?

— В нашей стране очень мало примеров строительства зданий для музеев. Но, например, в Ревде музейный комплекс «Демидов-Центра» имеет специальное здание. Его архитектура удачно вписана в окружающий ландшафт: это стеклянный параллелепипед, в котором отражается заводская и окружающая среда. На открытом воздухе установлены образцы оборудования, мемориал 1812 года, а внутри экспозиция очень интересно придумана — она об истории производства и технологий, о природе и о жизни обычных людей.
Музей всегда зависит от прибыли и амбиций компании, от уровня развития руководства. Перспективный руководитель понимает, что музей — это бренд предприятия и его самого. По сравнению с другими затратами, как, например, строительство цеха или закупка оборудования, музею требуются не такие уж гигантские средства, но при этом создается позитивный и перспективный имидж предприятия. Здание Мерседес Бенц в Штутгарте — одно из самых выразительных в городе: оно само собой демонстрирует успешность этого бизнеса всем вокруг.

— Насколько разнообразны экспозиции местных музеев? На мой взгляд, уникальных, хорошо сделанных мало.

— Уникальность экспозиции — это уникальность экспонатов плюс технологии. В наши дни меняется отношение к техническому оснащению экспозиции. Новые технологии работают, например, в экспозиции выставочного центра Музея военной техники УГМК, дополняя уникальные экспонаты. Всего год Музею Эрнста Неизвестного, который делал Уральский региональный институт музейных проектов. Его сделали очень быстро, при этом сумели показать путь художника, располагая очень небольшим количеством экспонатов. Экспозицию насытили не за счет муляжей или схем, а за счет видеостен, сенсорных экранов. Это отвечает потребностям посетителей, потому что сейчас люди отвыкают понемножку, что им нужно ходить, чтобы увидеть какие-то вещи, они привыкают сидеть, чтобы видеть монитор, на котором перед ними движутся картинки. Но эта мода на технику пройдет.

— Вместо одного муляжа показывают другой, только электронный, интер­активный.

— Это неизбежно в музеях, где не хватает артефактов. Или если нужно показать какие-то процессы. В Европе многие музеи используют экранные средства, когда закрывают экспозиции и транслируют на экране, как происходит подготовка новой экспозиции или реставрация предметов или залов.

— Почему экспозиции российских музеев часто невозможно смотреть без экскурсовода? В ведомственных музеях скупость аннотаций особенно бросается в глаза.

— Это атавизм времен, когда следовало человека опекать, держать в рамках определенной информации. Кроме того, сегодня большое место уделяется музейной педагогике, потому что если мы не будем детей приводить в музей и что-то им рассказывать человеческим языком, у нас этой аудитории потом не будет. Может, это наша ментальность такая, что нам все время хочется поговорить по душам?.. В музее Турбомоторного завода или в музее трамвайно-троллейбусного управления, конечно, кто бы разобрался без экскурсовода. В экспозиции есть аннотации, но логику трудно уловить без комментариев сотрудника. А в музеях, оснащенных информационными технологиями, гаджетами, навигаторами, вы можете сами вписываться в «маршрут» показа. Но многие корпоративные музеи работают как кабинеты образцов, куда приводят гостей предприятия, а гостей надо принимать за разговорами, в диалоге.

Наследие и деньги
— Чаще уральские ведомственные музеи рассказывают историю вещей или историю людей?

— По-разному. Естественно сочетание в музейном сценарии разных аспектов. Чтобы что-то транслировать в экспозиции, нужно что-то достоверное извлечь из фондов, архивов, библиотек. Музею всегда нужен ученый, знаток или краевед. Даже в Эрмитаже, где масса материалов, прекрасная библиотека, люди годами работают, чтобы подготовить раз в пять-десять лет серьезную выставку и создать к ней каталог с достоверными данными. Это колоссальная, ответственная и кропотливая работа.

— Обладают производственные музеи не уникальными коллекциями, а отдельными уникальными экспонатами?

— В Музее горнозаводского дела Урала в Нижнем Тагиле экспонат — целый завод, важнейшая часть культурного ландшафта города. Здесь есть очень перспективный проект развития всего комплекса, в частности идеи о том, как использовать старый завод, чтобы он не разрушался и приносил доход. Но требуются очень большие средства для его реализации.
НПО «Автоматики» не скупится, чтобы для музея изготавливать специальные экспонаты, например, пульт управления поездом. Он в рабочем состоянии, его можно хоть сейчас поставить на поезд, но уникальный ли он? Нет, скорее, редкий экспонат. А установка для запуска космического корабля далекого прошлого — это уже уникальная вещь. Это разные понятия — уникум и раритет. Важно, чтобы в экспозиции они связно дополняли друг друга.

Прикрепленное изображение
В музее НПО «Автоматика». Фотография предоставлена пресс-службой предприятия

— До сих пор в регионе проблемно сохранение и актуализации промышленного наследия, при этом символично, что есть успешные примеры сохранения и показа крестьянского быта. Например, в Алапаевском районе Свердловской области как минимум три больших крестьянских музея.

— Все зависит от людей, от энтузиастов. Не появись в Синячихе Иван Самойлов, там бы ничего не было: Иван Данилович в полном смысле своими руками создал музей. Не появись в Ирбите Валерий Карпов, там не было бы никакого художественного музея. Музей в Арамашево, например, плодотворно работает, потому что сотрудники продуцируют новые идеи, за них получили потанинский грант.

— Грантовые программы сильно меняют жизнь музеев?

— Естественно. В свое время министр культуры Свердловской области Наталья Ветрова ввела очень продуктивный порядок проектного финансирования. Поэтому здесь эта традиция существует, и она очень правильная. Другое дело, что потанинские гранты выводят музеи в более широкое публичное пространство, потому что это конкурс на фоне всей страны, и это очень престижно. Проекты-победители не всегда окупаются получаемыми потанинскими деньгами. Но сами по себе конкурсы очень стимулируют свежие идеи. Новая идея в рутине не рождается, а появляется в конкуренции, в творческом обмене.

Прикрепленное изображение
Первый на Урале научно-исследовательский институт — Уралмеханобр, остается верен заложенной в 1929 году системе профессиональных ценностей. Успешное и поныне предприятие тщательно хранит наработанный годами опыт: на фото — обсуждение макета одного из крупнейших проектов института — горно-обогатительной фабрики в Качканаре

_____________________________________________________

Когда история предприятия становится мутной, музей мешает ее мифологизировать

Современную жизнь корпоративных и ведомственных музеев на Урале пытаются осмыслить специалисты музейного дела. В 2013 году кафедра музееведения и прикладной культурологии УрФУ совместно с Музеем истории УрГЭУ-СИНХа провела круглый стол «Корпоративные музеи в экономической политике региона». В апреле этого года в Ханты-Мансийске прошла организованная в том числе Российским комитетом Международного совета музеев большая конференция «Корпоративные музеи сегодня», в сентябре в Екатеринбурге планируется сессия конференции «Музеи и власть», на которой в центре внимания окажутся заводские музеи.
_____________________________________________________

источник


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

12 страниц V « < 5 6 7 8 9 > » 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 25.4.2024, 19:37
Яндекс цитирования