Цитата
Дом на Архиерейской
На смену церкви пришло НКВД
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
«Видел странное здание на улице Чапаева, — заметил однажды знакомый, приехавший в Екатеринбург по делам и прогулявшийся по старым кварталам. — Ничем не примечательное, но какие-то странные… — он, неискушенный в архитектурных терминах, попробовал подыскать определения, — «вздутия» стены позади…».
Домом «со вздутиями» оказался противотуберкулезный диспансер. Внешне — и в самом деле заурядное здание, но с одной странной особенностью: с северо-восточной стороны и в самом деле видны овальные выступы, на первый взгляд, несущие непонятную смысловую нагрузку и кажущиеся архитектурным излишеством или просто конструктивистским приемом.
Но банальность заканчивается с момента, когда начинаешь знакомиться с прошлым дома на Чапаева. Ведь эти «полукружия» — остатки апсид уникального для Екатеринбурга храма: Крестовой Богородицкой церкви, располагавшейся в Архиерейском доме, который и занимает теперь упомянутое выше медицинское учреждение.
От удивительного в своей неповторимости необычного особняка с домовой церковью остались лишь эти апсиды да снимки в музейных архивах…
В нашем городе епархия появилась в 1834 году. Для архиерея потребовались покои, и выбор пал на двухэтажный особняк, принадлежавший ранее горному начальнику, располагался он на улице, которая вскоре была переименована в Архиерейскую. В том же году начали пристраивать к зданию домовой храм, который называли Градо-Екатеринбургской Крестовой архиерейской церковью, а также Богородицкой, или Во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».
На самом же деле церкви было три, и располагались они в северо-восточной части дома в двух этажах. Главной считалась каменная, трехпрестольная Богородицкая многоглавая церковь (по некоторым данным, глав было 10), она занимала южную часть верхнего этажа храма. С запада к ней примыкало основание колокольни. Рядом находилась придельная Владимирская церковь, имея с Богородицкой общую южную сторону, на нижнем этаже под Богородицким был Стефаниево-Сергиевский храм. И еще здесь был красивый Архиерейский сад, ныне сохранившийся, пусть и в сильно измененном виде.
Архиерейский дом с Крестовой церковью стал одной из главных достопримечательностей старого Екатеринбурга, настоящим украшением города — словно сказочный теремок с резными наличниками и арками окон, многочисленными главками… Да и сами храмы внутри славились красотой и уютом. В алтаре Богородицкой церкви были голубые стены с росписями, имелся двухярусный иконостас с резными золочеными Царскими вратами. И над ними располагалась чудотворна икона Богоматери «Утоли моя печали», она считалась особо почитаемой. Икона была написана на доске и одета в серебряную и золоченую ризу с эмалевыми украшениями и разными драгоценными камнями. На верху киота — два золотых ангела, держащих корону, сама корона и венцы ангелов также были украшены камнями.
Интересный факт из прошлого этого храма. В июне 1905 года Екатеринбург посетил святой Иоанн Кронштадтский. К его приезду готовились очень тщательно, для приема всероссийского пастыря подготовили именно покои Архиерейского дома и церковь при нем. Наконец 22 июня ранним утром Иоанн Кронштадтский прибыл в Екатеринбург. Встречали его священнослужители, знатные горожане и простой люд. В тот же день 76-летний почитаемый всей страной старец совершил литургию в Ново-Тихвинском монастыре, а на следующий день служба была уже в Крестовой церкви. Как вспоминали очевидцы, с раннего утра она уже была полна народу. Да и во всех храмах, где Иоанн Кронштадтский проводил молебны, люди стояли даже на подоконниках, тысячные толпы окружали церкви. Для наведения порядка вызывались взводы казаков и солдат. При появлении святого старца по многотысячной толпе проносился стон: «Благословите!», «Прикоснитесь!», «Наложите руку!».
Запомнили и его литургию, проводимую в Крестовой церкви. Отец Иоанн говорил о земном и небесном, о вечных благах и суетных мирских... Слова лились простые, но были проникновенны и услышаны всеми.
После литургии Иоанн Кронштадтский отправился в покои его преосвященства епископа Владимира. А затем — снова молебны и помощь нуждающимся. Три дня провел в нашем городе знаменитый православный святой.
После революции судьба у особняка с домовой церковью была незавидной. Я листал документ от 1922 года, хранящийся в Госархиве и содержащий опись того, что было изъято из Крестовой церкви. Документ уникальный, в кратком описании дома (привожу его с сокращениями) сказано: дом каменный 2-этажный, крытый железом, с подвальными помещениями. Верхний этаж занят советскими учреждениями и только три комнаты отведены под покои епископа. Внизу кухня, канцелярия, ризница и кельи для братии. Во дворе каменный 1-этажный флигель, в котором квартиры советских служащих. К общему дому принадлежат амбар, каретник, кучерская изба. В обширном саду — 1-этажное здание, занятое советскими воинами.
Уже тогда отмечалось, что все помещения старые и требуют ремонта.
В документе есть опись имущества Архиерейского дома и трех церквей при нем. Все строго указано: количество золота и серебра, перечислены кресты, потиры, дискосы, подносы, ризы, оклады, подсвечники, кадила… Что-то нашло свое место в музейных витринах и запасниках, что-то бесследно исчезло в коллекциях и продано, переплавлено, так или иначе кануло в лету…
В судьбе Крестовой церкви в те двадцатые годы была поставлена точка: сначала в ней располагался клуб милиции, затем вселилась школа НКВД, и уже писалась их история. Тогда же и появились четыре этажа. А декор на стенах, наличники, арки, не вписывавшиеся в стилистику советских учреждений, за ненадобностью и «чуждостью» были просто уничтожены, сбиты со стен.
В 1960-е годы в безликом уже здании поселился тубдиспансер. В помещениях церквей велись врачебные приемы и делались операции. А в обширном некогда парке, как пишет краевед Сергей Ворошилин в своей книге «Храмы Екатеринбурга», появился корпус пульмонологического центра.
Существует проект реконструкции Архиерейского дома. Но маловероятно, что когда-нибудь это произойдет, и на старой улице, на которой до сих по немало сохранившихся великолепных дореволюционных зданий, снова появится его главное украшение — Архиерейский дом с Крестовой церковью. Но нужны ли они сегодня? Вопрос дискуссионный, несомненно одно: историю своего города следует помнить: разную, в лицах и домах, в событиях и ощущениях. И, может, тогда в полукружиях стены здания тубдиспансера мы увидим не странные «вздутия», а алтари старинных церквей, колокола которых давно уж не слышны на бывшей Архиерейской улице.
Юрий МАРЧЕНКОВ
На смену церкви пришло НКВД
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
«Видел странное здание на улице Чапаева, — заметил однажды знакомый, приехавший в Екатеринбург по делам и прогулявшийся по старым кварталам. — Ничем не примечательное, но какие-то странные… — он, неискушенный в архитектурных терминах, попробовал подыскать определения, — «вздутия» стены позади…».
Домом «со вздутиями» оказался противотуберкулезный диспансер. Внешне — и в самом деле заурядное здание, но с одной странной особенностью: с северо-восточной стороны и в самом деле видны овальные выступы, на первый взгляд, несущие непонятную смысловую нагрузку и кажущиеся архитектурным излишеством или просто конструктивистским приемом.
Но банальность заканчивается с момента, когда начинаешь знакомиться с прошлым дома на Чапаева. Ведь эти «полукружия» — остатки апсид уникального для Екатеринбурга храма: Крестовой Богородицкой церкви, располагавшейся в Архиерейском доме, который и занимает теперь упомянутое выше медицинское учреждение.
От удивительного в своей неповторимости необычного особняка с домовой церковью остались лишь эти апсиды да снимки в музейных архивах…
В нашем городе епархия появилась в 1834 году. Для архиерея потребовались покои, и выбор пал на двухэтажный особняк, принадлежавший ранее горному начальнику, располагался он на улице, которая вскоре была переименована в Архиерейскую. В том же году начали пристраивать к зданию домовой храм, который называли Градо-Екатеринбургской Крестовой архиерейской церковью, а также Богородицкой, или Во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».
На самом же деле церкви было три, и располагались они в северо-восточной части дома в двух этажах. Главной считалась каменная, трехпрестольная Богородицкая многоглавая церковь (по некоторым данным, глав было 10), она занимала южную часть верхнего этажа храма. С запада к ней примыкало основание колокольни. Рядом находилась придельная Владимирская церковь, имея с Богородицкой общую южную сторону, на нижнем этаже под Богородицким был Стефаниево-Сергиевский храм. И еще здесь был красивый Архиерейский сад, ныне сохранившийся, пусть и в сильно измененном виде.
Архиерейский дом с Крестовой церковью стал одной из главных достопримечательностей старого Екатеринбурга, настоящим украшением города — словно сказочный теремок с резными наличниками и арками окон, многочисленными главками… Да и сами храмы внутри славились красотой и уютом. В алтаре Богородицкой церкви были голубые стены с росписями, имелся двухярусный иконостас с резными золочеными Царскими вратами. И над ними располагалась чудотворна икона Богоматери «Утоли моя печали», она считалась особо почитаемой. Икона была написана на доске и одета в серебряную и золоченую ризу с эмалевыми украшениями и разными драгоценными камнями. На верху киота — два золотых ангела, держащих корону, сама корона и венцы ангелов также были украшены камнями.
Интересный факт из прошлого этого храма. В июне 1905 года Екатеринбург посетил святой Иоанн Кронштадтский. К его приезду готовились очень тщательно, для приема всероссийского пастыря подготовили именно покои Архиерейского дома и церковь при нем. Наконец 22 июня ранним утром Иоанн Кронштадтский прибыл в Екатеринбург. Встречали его священнослужители, знатные горожане и простой люд. В тот же день 76-летний почитаемый всей страной старец совершил литургию в Ново-Тихвинском монастыре, а на следующий день служба была уже в Крестовой церкви. Как вспоминали очевидцы, с раннего утра она уже была полна народу. Да и во всех храмах, где Иоанн Кронштадтский проводил молебны, люди стояли даже на подоконниках, тысячные толпы окружали церкви. Для наведения порядка вызывались взводы казаков и солдат. При появлении святого старца по многотысячной толпе проносился стон: «Благословите!», «Прикоснитесь!», «Наложите руку!».
Запомнили и его литургию, проводимую в Крестовой церкви. Отец Иоанн говорил о земном и небесном, о вечных благах и суетных мирских... Слова лились простые, но были проникновенны и услышаны всеми.
После литургии Иоанн Кронштадтский отправился в покои его преосвященства епископа Владимира. А затем — снова молебны и помощь нуждающимся. Три дня провел в нашем городе знаменитый православный святой.
После революции судьба у особняка с домовой церковью была незавидной. Я листал документ от 1922 года, хранящийся в Госархиве и содержащий опись того, что было изъято из Крестовой церкви. Документ уникальный, в кратком описании дома (привожу его с сокращениями) сказано: дом каменный 2-этажный, крытый железом, с подвальными помещениями. Верхний этаж занят советскими учреждениями и только три комнаты отведены под покои епископа. Внизу кухня, канцелярия, ризница и кельи для братии. Во дворе каменный 1-этажный флигель, в котором квартиры советских служащих. К общему дому принадлежат амбар, каретник, кучерская изба. В обширном саду — 1-этажное здание, занятое советскими воинами.
Уже тогда отмечалось, что все помещения старые и требуют ремонта.
В документе есть опись имущества Архиерейского дома и трех церквей при нем. Все строго указано: количество золота и серебра, перечислены кресты, потиры, дискосы, подносы, ризы, оклады, подсвечники, кадила… Что-то нашло свое место в музейных витринах и запасниках, что-то бесследно исчезло в коллекциях и продано, переплавлено, так или иначе кануло в лету…
В судьбе Крестовой церкви в те двадцатые годы была поставлена точка: сначала в ней располагался клуб милиции, затем вселилась школа НКВД, и уже писалась их история. Тогда же и появились четыре этажа. А декор на стенах, наличники, арки, не вписывавшиеся в стилистику советских учреждений, за ненадобностью и «чуждостью» были просто уничтожены, сбиты со стен.
В 1960-е годы в безликом уже здании поселился тубдиспансер. В помещениях церквей велись врачебные приемы и делались операции. А в обширном некогда парке, как пишет краевед Сергей Ворошилин в своей книге «Храмы Екатеринбурга», появился корпус пульмонологического центра.
Существует проект реконструкции Архиерейского дома. Но маловероятно, что когда-нибудь это произойдет, и на старой улице, на которой до сих по немало сохранившихся великолепных дореволюционных зданий, снова появится его главное украшение — Архиерейский дом с Крестовой церковью. Но нужны ли они сегодня? Вопрос дискуссионный, несомненно одно: историю своего города следует помнить: разную, в лицах и домах, в событиях и ощущениях. И, может, тогда в полукружиях стены здания тубдиспансера мы увидим не странные «вздутия», а алтари старинных церквей, колокола которых давно уж не слышны на бывшей Архиерейской улице.
Юрий МАРЧЕНКОВ
uralsky-rabochi.ru