Начни с начала Читай про Это Все статьи о Екатеринбурге+Свердловске


Бульвары исторического центра Екатеринбурга
Татьяна Сродных, доцент УГЛТА

Статья опубликована в журнале "Домострой". № 5, 2000 год


Первые бульвары возникли в Европе в конце XVIII — начале XIX вв. Создавались они чаще всего на месте бывших городских укреплений при расширении территории города. Так, в период реконструкции г. Парижа (1852-1870 гг.) вокруг главной композиционной оси города образовалось несколько концентрических бульварных колец. Общая длина бульваров составила 48 км. Некоторые имели значительную ширину: бульвар Обсерватории - 90 м, Елисейских полей -60 м, бульвар Императрицы - 140 м. В 60-е годы XIX в. в Вене создается знаменитый кольцевой бульвар Ринг-штрассе, его ширина - 60 м, длина - 4 км. К 1860 г. полностью сформировалось бульварное кольцо г. Москвы, хотя первый бульвар города — Тверской — был спланирован еще в 1796 г.

Не отставал от европейских городов и Екатеринбург. К началу XIX в. город являлся крупным промышленным и торговым центром. Застройка велась согласно генеральному плану города, принятому в 1804 г. В должности главного архитектора Уральского горного правления с 1832 г. активно и плодотворно работал М.П.Малахов, выпускник С.Петербургской академии художеств. Во многом благодаря таланту этого архитектора "Азиатская столица" (так называли Екатеринбург - центр всех уральских горнозаводских связей) приобретает облик "европейского" города. По его замыслу была создана целая система бульваров. В 1819 г. был разбит первый бульвар Екатеринбурга - Верх-Исетский. В 1835 г. Главный проспект (сейчас пр. Ленина) был поделен на три части, на одной из них был устроен бульвар для публичных прогулок. И еще два бульвара -Козий и Нуровский - были созданы в этот период.

Первоначально бульвары представляли собой прогулочные аллеи с площадками для кратковременного отдыха. Они являлись практически первыми объектами категории общего пользования среди городских зеленых насаждений. В отсутствие садов и скверов они стали центром общения различных слоев городского населения и сыграли немаловажную роль в формировании его нравов и обычаев.

В начале XIX в. бульвар на Главном проспекте представлял собой неширокую аллею из тополя бальзамического с грунтовой центральной дорожкой, по периметру он был обнесен невысоким деревянным забором (во избежание потравы скотом), с калиткой , которая закрывалась на ночь и в межсезонный период, когда прогулочная дорожка представляла непролазную грязь.

Бульвар формировался поэтапно. В 1918 г. был создан отрезок от ул. Мамина-Сибиряка до ул. Луначарского. К концу 20-х годов реконструируется отрезок бульвара между ул. К.-Либкнехта и ул. Тургенева (один из самых старых участков бульвара, о чем свидетельствуют остатки старых посадок тополей по внутренней довольно узкой аллее на этом отрезке бульвара). Примерно в это же время прокладывается бульвар на участке между ул. Вайнера и сквером у Вечного огня.

На участке от ул. Мамина-Сибиряка до ул. Луначарского посадки первоначально были посажены из липы мелколистной, привезенной из г. Омска, но практически все они погибли и впоследствии были заменены на клен ясенелистный и ясень пенсильванский.

Последняя реконструкция бульвара была проведена в 50-е годы. В классическом стиле выполнено оформление бульвара: чугунное ограждение, входы с вазами и др. малые архитектурные формы. В настоящее время он является прекрасным дополнением главной композиционной оси города - проспекта Ленина, несмотря на неудовлетворительное состояние тополей.

ВИЗ-бульвар является самым старым бульваром города, ему 180 лет. Он был устроен по обеим сторонам Верх-Исетского шоссе и соединял город с поселком Верх-Исетского завода, являясь в XIX в. магистралью с интенсивным пешеходным движением. Первоначально он представлял собой березовую аллею с грунтовой дорожкой посередине. В настоящее время длина бульвара 500 м, ширина 10-12 м. Основные породы: тополь бальзамический, клен ясенелистный, ясень пенсильванский, средний возраст которых 60-40 лет.

Несомненно оба бульвара требуют реконструкции, которая должна заключаться в замене перестойных и поврежденных деревьев, лучше целыми участками, скорее всего для этого подойдут липа и ясень, а также замена дорожных покрытий на более интересные по цвету и фактуре, на некоторых участках необходима посадка декоративных кустарников и создание цветников. К реконструкции старых бульваров надо подходить очень осторожно и бережно. С одной стороны — это памятники ландшафтной архитектуры, с другой — просто любимые уголки отдыха многих поколений екатеринбуржцев, и желательно, чтобы они сохраняли и в будущем привычный и знакомый облик, а не изменялись кардинально, как это произошло с Нуровским бульваром (сквер Пушкина), который был заложен в середине XIX в. и располагался между зданием горной аптеки и современным главпочтамтом. Основу сквера составляли тополя. Во второй половине XX в. здесь был установлен памятник Попову. К 275-летию Екатеринбурга произвели реконструкцию сквера. Сейчас эта залитая солнцем открытая площадка, а сквер потерял свой прежний облик тенистого старинного сада. Растения пока не акцентируют на себе внимания — слишком молодые и их немного (несколько лиственниц и яблони). Думается, композиция сквера могла бы быть более богатой и разнообразной в плане растительности, а в глубине сквера можно было создать более массивные посадки из крупных хвойных и лиственных пород: кедра, тополя пирамидального, липы.

Конечно, старые бульвары и скверы города требуют реконструкции, деревья стареют и требуют замены, газоны — подсева, покрытия - новых форм и материалов, но в каждом конкретном случае надо подходить очень взвешенно и обдуманно, ведь это лицо нашего города, его история, его неповторимый облик.

05.09.2004


made in yekaterinburg
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100 Яндекс цитирования