Начни с начала Читай про Это Все статьи о Екатеринбурге+Свердловске


Основатель уральской архитектурной школы
А.Берсенёва

Статья опубликована в журнале "Архитектура СССР". №1, 1981год.


Неоценимую роль в формировании советской профессиональной архитектурной школы на Урале сыграл Константин Трофимович Бабыкин—старейший из свердловских зодчих, 100-летие которого отмечается в этом году.

К. Бабыкин — характерный представитель той русской интеллигенции, вышедшей из крестьянской среды, что кровно связана с народом и сразу встала в 1917 г. на сторону революционного пролетариата. За участие в студенческом революционном движении незадолго до окончания учебы в Киевском политехническом институте он был выслан в Пермь, однако осенью 1906 г. сумел защитить диплом архитектора и начал архитектурно-строительную практику на Пермской железной дороге, где проектировал и сооружал вокзалы, конторы и жилища. Эти постройки явились хорошей архитектурной школой и позволили молодому специалисту в 1911 г. произвести удачную реконструкцию ранее возведенного в Екатеринбурге вокзала.

Одновременно с возведением Екатеринбургского вокзала он строил частные особняки. Екатеринбург тогда просто не мог предложить молодому зодчему крупных работ. Самой большой постройкой города кроме вокзала в то время был оперный театр, сооружавшийся по проекту петербургского архитектора В. Семенова. Театральная строительная комиссия сочла необходимым пригласить К. Бабыкина и инженера Т. Реммельта для технического надзора за строительством театра и для разработки рабочих чертежей сводчатого перекрытия зрительного зала, где применен железобетон — материал в Екатеринбурге тогда малознакомый. Спроектированный К. Бабыкиным железобетонный свод театра обеспечил в зале хорошую акустику. Пожалуй, самой значительной работой К. Бабыкина в 1913—1914 гг. было проектирование типографии «Гранит» на улице Успенской в Екатеринбурге (ныне Свердловская картинная галерея). Здание выделяют инженерная простота и строгость композиции. Оно отделано серым гранитом, с огромными окнами-витринами, заключенными в узкие рамы. Эта постройка сродни петербургскому пассажу Н. Васильева на Литейном проспекте и ряду сооружений Ф. Лидваля. Она отметила переход К. Бабыкина на позиции, близкие архитектуре модерна с деловитой простотой объемов и функциональной четкостью планов. Те же черты проявились и в здании Екатеринбургского отделения Русско-Азиатского банка, возведенного в годы первой мировой войны.

В 1913 г. на Всероссийском конкурсе клубных зданий выполненный К. Бабыкиным проект Делового клуба получил первую премию, и незадолго до войны началось в Екатеринбурге его осуществление (клуб предназначался для купечества и промышленников). Однако только после революции здание было построено и в нем разместился Деловой клуб для инженерно-технических работников, а в 30-х годах его заняла Свердловская областная филармония. Здание выделяется и крупным масштабом форм, и характерным серым тоном камневидной штукатурки и гранита — излюбленных материалов Бабыкина. Перед зданием — широкий гранитный тротуар из больших гранитных плите гранитными столбиками по краю дороги — немаловажная, чисто екатеринбургская деталь, она образует как бы долговечную архитектурную связь здания с улицей.

Благодаря Великой Октябрьской социалистической революции в творчестве Бабыкина произошли коренные изменения, ему посчастливилось участвовать во многих больших стройках. Рамки проектно-строительной работы в системе управления дороги для него широко раздвинулись. После 1924 г. он проектирует клубы для Нытвы, Верещагино, Чусовой и Нижнего Тагила, вокзал для Соликамска. В Свердловске с образованием Уралоблсовнархоза к концу 20-х годов начался настоящий строительный бум — реконструировалось городское хозяйство, возводились крупные промышленные и общественные сооружения. В город приехало много молодых архитекторов. Складывались городские проектные организации. Константин Бабыкин был самым старшим и опытным, его художественно-творческие позиции давно определились: он — сторонник идей «реконструкции классики», что сродни позициям столичных мастеров И. Фомина, А. Щуко, А. Щусева. Как и они, Бабыкин был убежден в том, что «пролетарская архитектура» должна создаваться не на голом месте, а на солидной базе архитектурного опыта прошлого как опыта народа. Как и эти столичные мастера, он высоко ценил добротное исполнение целого и культуру деталей. Это стало характерной чертой его уже многочисленных построек.

В 1925—1928 гг. по проектам К. Бабыкина в Свердловске выполнены первые большие городские сооружения — гостиница «Ярмарком» и Госбанк в Банковском переулке, здание управления железной дороги по улице Челюскинцев. Первые две постройки создавались в качестве основы ансамбля делового центра города — словно пропилеи, возвышались на двух углах Банковского переулка четырехэтажные здания со срезанными углами.

Однако только здание управления железной дороги стало, пожалуй, единственным произведением Бабыкина, не изменившимся за полстолетия существования ни в назначении, ни во внешнем облике. Все пункты контроля дороги объединились в четырехэтажном здании, поставленном на просторной террасе вблизи от товарного узла, главным фасадом здание обращено к самой северной городской магистрали улицы Челюскинцев. В четкой планировочной композиции управления дороги отразилась та субординационная ясность, какая присуща огромному железнодорожному хозяйству. План К. Бабыкина классически прост — четыре крупных корпуса окружают большой замкнутый двор. По периметру двора идет просторный светлый коридор, в середине южного и северного фасадов, в углах двора — лестницы, образующие выступы дворовых фасадов. Членения уличных фасадов связаны с крупными помещениями — вестибюлями, актовым залом, библиотекой и самыми большими рабочими комнатами: это — выступы в середине и по углам каждого фасада. Четырехкратное повторение одной схемы фасадов создало незабываемо стройную и цельную композицию административного здания. Скругленные, украшенные ложными коринфскими портиками углы главного фасада и вся логика распределения масс напоминают петербургское здание сената и синода. Здесь использованы как бы ренессансно-классические формы: колоссальный ордер, рустика, наличники и т. п. Эти классические формы скорее ненавязчивый способ оптического изменения масштаба и художественно продуманная отделка вполне современного по основе здания. Употребление «реконструированной классики»— следствие убежденности К. Бабыкина в том, что победивший в революции народ достоин «дворцов для труда», ведь «дворец» демонстрировал веками отработанную логику архитектурного построения крупного «здания». Именно такая убедительная логика планировочного и объемного замысла гарантировала произведению К. Бабыкина образцовые деловые качества. В этом смысле Свердловское управление дороги — достойный пример продолжения многовековой традиции «логически говорящей» архитектуры, образец рационалистического советского зодчества. В техническом смысле это высокий пример добросовестного выполнения замысла: никакие экономические трудности тех лет не были преградой для требовательности автора проекта, он заставлял строителей немедленно переделывать негодное.

Для Свердловска здание управления дороги— истинно столичного духа сооружение, настоящая советская классика. Это — первый для города и едва ли не лучший архитектурный образец, в котором гармонично разрешены задачи создания демократичной и торжественной по стилю советской архитектуры.

В 1929—1933 гг. совместно с архитектором X. Потаповым К. Бабыкин создал свою последнюю практически завершенную работу — клуб Дорпрофсожа Пермской железной дороги, ныне — Дворец культуры железнодорожников имени А. Андреева в Свердловске. Тогда в городе было начато строительство нескольких клубных зданий: для строителей, для работников просвещения и др. Они создавались в духе конструктивизма с резким функциональным разделением клубной и зрелищной частей. Клуб Дорпрофсожа стал завершением тех композиционных поисков, какие вел автор в предыдущие годы, проектируя клубы для уральских городов и поселков. Избранная им в 1929 г. асимметричная композиция плана есть следствие конкретных условий участка застройки, а не плод отвлеченных исканий. Для клуба Дорпрофсожа выделен угловой участок, здесь и поныне стоит двухэтажный каменный особняк дореволюционной постройки. Именно из-за этого здания зрелищная часть нового клуба сдвинута в глубину участка. Клубная часть расположилась поблизости от перекрестка улиц Свердлова и Челюскинцев.

Внешне клуб Дорпрофсожа до своего расширения в 1933—1938 гг. отличался изящной простотой облика. Асимметричная композиция из разновысоких объемов параллелепипедов и полуцилиндров с крупными окнами хорошо дополнялась строгой лоджией входа с простыми круглыми столбами на низких гранитных пьедесталах. После 1933 г. зрелищная часть здания подверглась перестройке, но и сейчас здесь заметна архитектурная логика размещения больших пространств — признак почерка солидного архитектора.

С 1933 г. К. Бабыкин работает заведующим кафедрой Строительного, а с 1934 г.— Индустриального института. С этого времени он тесно связан с подготовкой высших инженерных кадров на Урале. Он ведет курс архитектуры, принимает участие в строительстве и отделке главного корпуса Индустриального (политехнического) института. Совместно с архитектором А. Трифоновым он сделал проекты интерьеров актового зала, фойе, библиотеки и других крупных помещений главного корпуса УПИ. Контролируя на месте исполнение любого чужого проекта, К. Бабыкин во многом способствует качественному его выполнению.

В 1938 г. К. Бабыкин получил звание единственного тогда в Свердловске профессора архитектуры.

Бурное индустриальное строительство на Урале требовало привлечения архитектурных кадров. К. Бабыкин стал инициатором и организатором подготовки архитекторов в Уральском политехническом институте. В 1947 г. при строительном факультете была открыта группа архитектурного отделения, К. Бабыкин стал первым заведующим кафедрой архитектуры. Он вел учебную проектную работу студентов, читал лекции по истории зарубежной архитектуры. Его высокая культура и эрудированность внушали глубокое уважение.

Профессор К. Бабыкин стал не только создателем уральской архитектурной школы, через 25 лет выросшей в отдельный институт. Он был и одним из активных создателей Свердловской организации Союза архитекторов СССР. Важной стороной его деятельности явилась и исследовательская работа. Он был практически первым исследователем архитектуры уральских городов, зачинателем изучения зодчества уральских земель...

Жизнь К. Бабыкина оборвалась в 1960 г. Архитекторы, его воспитанники, рассеялись по разным городам страны, многие стали главными архитекторами городов и областей, преподавателями архитектуры.

К.Бабыкин
В.Игошев. Портрет профессора К.Бабыкина. 1960г. Холст, масло

Дворец культуры железнодорожников
Свердловск. Дворец культуры железнодорожников имени А.Андреева.
Главный вход. 1929-1933гг.


Свердловск. Здание управления железной дороги. План. 1925-1928гг.


Свердловск. Здание управления железной дороги. Общий вид. 1925-1928гг.


22.10.2004
1723@1723.ru

made in yekaterinburg
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100 Яндекс цитирования