Начни с начала Читай это Все статьи
Дайджест

От рождения до вечности
Предновогоднии размышления об одной ... несуществующей традиции
Ян Хуторянский
Статья опубликована в журнале Стройкомплекс Среднего Урала. №12, 1998 год
 

На высоком берегу озера Глухое запомнилось цветное панно во всю стену здания. Под ним стоит имя известного уральского художника. Чуть поодаль - в заснеженном декабрьском лесу радует глаз резной деревянный домик сказочной красоты. Издали кажется, будто он нарисован, а подойдешь поближе - настоящий, кем-то сделанный. Автор не обозначен.

Мало кто из нас знает имя человека, спланировавшего сквер, площадь, проектировавшего Дворец, наконец, дом, где мы живем. Между тем в других странах, к примеру в Болгарии, видел на домах таблички с фамилиями архитекторов.

Тысячи людей останавливаются у композиции "Рождение города" в Историческом сквере города Екатеринбурга. Она посвящена его первостроителям и является главным смысловым центром. Автор композиции - Петр Дмитриевич Деминцев
(в пору нашего знакомства - главный архитектор проектов института "Свердловскгражданпроект"). Лишь на его персональной выставке, которых человек, как правило, удостаивается у нас на склоне лет, я узнал об этой работе. Проектам, впервые собранным вместе, было тесно. За ними виделся город, который Петр Дмитриевич любил трудной любовью. Такой, наверное, и бывает настоящая любовь.

Земляки отвечали ему глубоким уважением. Помню отзывы людей, посетивших выставку архитектора: "На некоторых зданиях советского периода, в том числе спроектированных Деминцевым, следует поместить табличку с именем автора и датой постройки". "Нужно проводить больше таких выставок, чтобы знать историю города, людей, принимавших участие в его строительстве". "Убежден, что такие выставки - не просто событие в жизни одного архитектора, а страничка в истории города, его творческой интеллигенции".

Петр Дмитриевич обладал не часто встречающимся умением взглянуть на дело рук своих как бы со стороны. И взглянуть строго, придирчиво. Это свойство сильных натур. "Смотришь, как бы ретроспективу своих работ и видишь, что сделал что-то не так, - говорил Деминцев, - время диктовало".

О гражданской позиции Деминцева говорят его газетные и журнальные статьи, их заголовки: "Наш город должен быть красивым" (статья вызвала широкое обсуждение), "Проекты и действительность", "От застройки улиц к сооружению массивов", "Быть уральскому колориту". Проблемность, глубина, сила аргументации, публицистичность отличают эти материалы архитектора. В моем архиве сохранился фрагмент его интервью: "Меня волнуют проблемы застройки Екатеринбурга, развития архитектуры. Мы живем, можно сказать, на камне, но очень мало используем гранит, мрамор".

Большинство задуманного Петром Дмитриевичем стало явью. Так бывает, увы, не всегда при жизни зодчего. По проектам, разработанным второй архитектурно-планировочной мастерской и бригадой, которой в "Свердловскгражданпроекте" руководил Деминцев, на Среднем Урале возведены многие жилые и общественные здания, ансамбли, отличающиеся монументальностью, композиционным и стилевым единством.

По индивидуальным проектам Деминцева построен екатеринбургский театр кукол (доперестроечный вариант), Дом художника на улице Куйбышева, жилые дома с гастрономом "Центральный" и магазином "Спорт" на проспекте Ленина, бытовой комбинат "Рубин" (и его "младший брат" в городе Куйбышеве), фонтан на площади Труда, Дом культуры "Уралэлектротяжмаша", Дворец культуры имени Лаврова и многие другие объекты. Хотел бы ошибиться, но думаю, немногие горожане знают об этом наследии архитектора.

То, что делает зодчий, должно быть современным сегодня и пригодным для тех, кто будет жить после нас. И потому тысячу раз прав древний архитектор, утверждавший, что людям этой редкой профессии надо знать многое: математику не менее, чем рисование, а историю не менее, чем философию. К тому же иметь понятие о музыке и даже медицине.

Многие профессиональные художники с вниманием относились к рисункам Петра Дмитриевича, а он рисовал буквально всюду. Даже в трамвае. "Рисунок помогает основной работе, развивает руку, формирует взгляд" считал архитектор.

Профессионал, умеющий защищать свои идеи, авторитетный среди строителей специалист, он до последнего дня жизни оставался мечтателем.

На Обсерваторской горке в Екатеринбурге стоит сооруженный по его проекту территориальный гидрометеорологический центр, в зеркальных плоскостях которого отражаются облака. Петр Дмитриевич мечтал поставить на южном склоне планетарий, новую сейсмическую станцию, поднять несколько куполов обсерватории для наблюдения за звездами. Мечтал он и о Музее Индустриализации в районе Уралмаша. Не успел...

Помню, на своем юбилее Деминцев был предельно лаконичен, хотя молчуном в жизни не слыл. В этом есть свой резон: об архитекторе должны говорить его работы. И они говорят. О времени, в котором жил, творил и чьи черты запечатлел, увековечив в камне.

И напоследок. Согласитесь, было бы странно и неинтеллигентно любоваться картиной, не ведая имени художника. Или стоять перед скульптурой, не любопытствуя, кто ее изваял. Разве книгу мы выбираем вне зависимости от имени автора? Между тем, не знать архитекторов, оставляющих нам то, что нас окружает от рождения до вечности, считается нормальным. Мне скажут - это не принято.

Но традиции закладываются людьми. Не так ли?


П.Д. Деминцев


Дом культуры "Уралэлектротяжмаша"


Комбинат бытового обслуживания "Рубин"


31.07.2004

Made in Yekaterinburg
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100 Яндекс цитирования