Начни с начала Читай про Это Все статьи о Екатеринбурге+Свердловске

форум екатеринбург+свердловск

Первый городской транспорт
Ольга Боброва
Статья опубликована в газете депутата Елохина В.Ю., декабрь 2000 г.

Зимой, а особенно уральской зимой, проблема перемещения по городу становится чрезвычайно животрепещущей. Особенно для тех, кто пользуется общественным транспортом. Однако, многие забывают, что еще совсем недавно, в прошлом столетии, люди передвигались либо на пролетках извозчиков, либо столь рекомендуемым врачами способом — пешком.

Даже тротуары появились в Екатеринбурге лишь в 1835 году, когда центральная улица — Главный проспект — была разделена на три части: две пешеходные и одна для проезда. Несколько позже на Главном проспекте был устроен бульвар «для публичных прогулок».

Но какой же город без правил дорожного движения? Тем более, что на улицах кроме конных экипажей все чаще стали встречаться велосипеды и автомобили. Поэтому в 1905 году Екатеринбургской городской управой были утверждены первые правила «О порядке езды на велосипедах и автомобилях по улицам Екатеринбурга».

Хотя автомобили в то время были для многих еще диковинкой. Можно только догадываться, какое удивление испытывали свидетели автопробега Екатеринбург-Кунгур-Пермь, устроенного автолюбителями. Пробег совершался на шестиместном автомобиле «Олдейс» — машине мощностью 36 л.с.

Но это все транспорт личный, или же, если речь идет об извозчиках, перевозящий всего несколько пассажиров. А разрастающемуся городу требовались более массовые перевозки.

Впервые вопрос о Екатеринбургском трамвае обсуждался городской Думой аж в 1899 г. Затем в 1910 году на рассмотрение Думы поступило предложение английской акционерной компании по устройству в городе трамвайной линии. Но планам англичан не суждено было сбыться — трамвай в Екатеринбурге появился лишь после революции. В 1927 году на улице Уктусской (теперь 8 Марта) начались работы по прокладке трамвайной линии, которая соединила площадь Горсовета (бывшую Цыганскую, а теперь улицу Фрунзе) с вокзалом. И 7 ноября 1929 года здесь прошел первый екатеринбургский трамвай. Маршрут его был протяженностью 10 км. На другой год трамвайные пути протянулись к Верх-Исетскому заводу и Ленинской фабрике. В 1932 году трамвай связал центр города с Уралмашем.

Но отсутствие трамвая не означало, что горожане лишены были удобств городского общественного транспорта. В 1913 году в нашем городе появился первый автобус для перевозки пассажиров. Регулярное же автобусное движение открылось в мае 1925. Первая автобусная линия связывала железнодорожный вокзал и ул. Фрунзе, а вторая шла от Верх-Исетского завода до ст. Шарташ.

Теперь в Екатеринбурге были и автобус и трамвай. Однако время идет вперед, прогресс не стоит на месте, и в городе появился новый вил транспорта — троллейбус. Первый троллейбус прошел по улице Белинского в сторону Уктуса. И было это в 1943 году. В 1945. троллейбусный маршрут проложили до улицы Ленина, а затем до железнодорожного вокзала.

И, конечно, самый новый в городе способ передвижения — подземный. В 1980 году началось строительство Екатеринбургского метрополитена — самого короткого на сегодняшний день метрополитена в мире. Предполагалось пустить метро в 1989 году к 72-годовшине Октября, но только в 1991 году были пушены первые три станции на Уралмаше: Машиностроителей — Уралмаш — Пр.Космонавтов (3 км). Через год пустили станцию у ж.д. вокзала, а еще через полтора две станции в центре города. Кстати, между последними двумя станциями туннель проходит под городским прудом.

Теперь уже все привыкли, с удовольствием пользуются и не ходят в метро на экскурсию, а ездят на нем на работу и в гости. И правильно, транспорт он и создан, чтобы ездить. Хотя были времена, когда даже автобус способен был удивить.

Первый троллейбус


09.04.2005
1723@1723.ru


made in yekaterinburg
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100 Яндекс цитирования