: Начало : Снимаем : Читаем : Анализируем : Думаем : Смеёмся : Топонимика : ЖК : МЫ : : Форум : Гостевая : О сайте :
 

посмотреть все статьи

От ВИЗа до НИЗа

Евгений Бирюков
Статья опубликована в приложении к журналу "Родина", "Былое", № 77, 1998 года

Екатеринбург, столица горнозаводского Урала, расположен в довольно пологой части Среднего Урала, в месте, когда-то даже заболоченном и изрезанном ручьями и речушками, с более-менее заметной лишь рекой Исетью. Она вытекает из топких лесных болот и, скатываясь с Уральского плоскогорья в Сибирь, впадает в Тобол.

Первые три плотины, пересекшие ее русло, дали жизнь трем заводам (сила воды была нужна чисто технологически): Верх-Исетскому (ВИЗ), «Исецкому», Нижне-Исетскому (НИЗ). Средний сразу же, в 1723 году, был возвеличен градом Екатеринбургом и со временем включил в себя и ВИЗ, и НИЗ как жилые районы. Исеть - его главная водная артерия, более 30 километров. Есть и притоки: Ольховка, Патрушиха. Были еще Акулинка, Малаховка, Мельковка, Монастырка... Сейчас они в трубах и их почти не заметно.

Конечно, урбанизация и индустриализация превращают и саму Исеть в сточную канаву. Еще сто лет назад «Екатеринбургская неделя» писала: «Река Исеть, питая своими мутными водами многие железные заводы и мельницы, стоящие по ее течению, протекая по Екатеринбургу, впитывала в себя все нечистоты города, напрасно стараясь обмыть его от невылазной грязи, накопленной целым столетием». Населения тогда было около 30 тысяч человек. Сейчас - за полтора миллиона.

Но эстетический потенциал все еще велик: течение воды, игра бликов, отражения, акватория (простор) городского пруда... А гранитные набережные даже напоминают Петербург. А мосты! В Париже 36 мостов и будет 37-й к 2000-му году. В Екатеринбурге река пожиже и мосты пониже, но их уже 37. По 11-ти можно проехать, по остальным -пройти, перейти. Я сам считал: прошел берегом от ВИЗа до НИЗа.

И фотографировал. И собрал снимки прежних лет: что-то было лучше раньше, что-то теперь. И сделал выставку-ретроспекцию: «Путешествие по течению и по времени». Пасьянс из сотни снимков озадачил даже старожилов: расскажи...

Главный мост - «Плотника» - плотина городского (заводского) пруда. Образец гидротехнического сооружения: служил и служит безотказно почти три века. Мастера Никифор Клеопин и Константин Гордеев (привезены с Олонецкого завода самим генералом В.И. Генниным) из деревянных кряжей и местного камня воздвигли плотину длиной 209 м, шириной 42,6 м и высотой 6,5 м. Три прореза для воды тоже с деревянными затворами - щитами. Через 100 лет архитектор Малахов украсил плотину каменной оградой с узорной чугунной решеткой поверху. В1885 году проезжую часть вымостили булыжником, разбили сквер, воздвигли бюсты Петру I и Екатерине I. (В 1917 году их сбросили с пьедесталов).

В 1923 году - к 200-летию города - на плотине появился барельеф рядовому «Строителю города» (с тачкой земли). А в 1930-е годы набережную окружили гипсовые «девушки с веслом».

В 1965 году назрела капитальная реконструкция: гидромеханизмы скрыли в специальное помещение, затворы стали стальными, электрифицированными. Появилась должность оператора плотины (работа в три смены круглосуточно).

К 1973 году - 250-летию - ниже плотины разбили Исторический сквер (разбив, в буквальном смысле слова, здание старого завода). Теперь там - место массовых празднеств.

Вот мост (он снят сверху, с вертолета), который неоднократно менял своих «хозяев»: Кривцовский-Симановский-Макаровский-Челюскинцев. Построен был в 1881 году хлопотами городского головы Кривцова для связи западной части города с железнодорожным вокзалом (через центр объезд был очень долгим). Конечно, деревянный, но над самой водой: не велика нагрузка, пешеходы да конные экипажи. В конце XIX века мост подновил купец Симанов (его мельница была рядом). В1934 году на вокзале чествовали проезжавших с Севера через Дальний Восток в Москву полярников-челюскинцев и всю привокзальную (Северную) улицу «подарили» им, вместе с мостом. В 1959 году мост на улице Челюскинцев был заново отстроен: арки сборного железобетона вознесли его высоко над водой и вытянули на 575 метров (самый длинный в городе). Архитектора, правда, не поминают даже в справочниках.

А мост на улице Декабристов до сих пор зовут Царским. С самого первого дня: он был построен в 1824 году к приезду в Екатеринбург царя Александра I. Дорога, естественно, стала Александровским проспектом (до 1919 года, уступив Декабристам). В 1890 году мост «окаменел». А «старинные» фонари на нем появились в 1973 году, к 250-летию Екатеринбурга.

К 275-летию города власти пообещали на каждом историческом мосту установить памятные доски.





17.03.2006

 
     
- made in yekaterinburg - 2003 - 2006 -
Связь с администратором сайта admin@1723.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования