: Начало : Снимаем : Читаем : Анализируем : Думаем : Смеёмся : Топонимика : ЖК : МЫ : : Форум : Гостевая : О сайте :
 

посмотреть все статьи

Бульвар наподобие Екатерингофского

Ольга Бухаркина, фото Вера Лесенко
Статья опубликована в журнале "Новый Град", №3, 2003г.

Сегодня район Верх-Исетского завода (ВИЗ) является неотъемлемой частью Екатеринбурга, а еще 100 лет назад это был совсем другой населенный пункт, административно городу не подчинявшийся. Вместе с тем ВИЗ к своему более крупному соседу всегда «тяготел». И немудрено: с Екатеринбургом завод разделяли всего-то полверсты. ВИЗ даже считался одной из достопримечательностей уральской столицы, не случайно это место всегда посещали знатные гости и члены академических экспедиций.

Чтобы путешественникам можно было добраться на ВИЗ со всем возможным комфортом, дорога от городской заставы была превращена в бульвар. Еще в 1824 году побывал на Урале русский царь Александр I, а сопровождавший государя лейб-хирург Д. К. Тарасов написал следующее: «26 сентября, после обеда, император осматривал находящийся подле самого Екатеринбурга Верх-Исетский корнета Яковлева завод, который красотою своего устройства, местоположения и великолепными строениями как бы составлял лучший квартал Екатеринбурга, с которым он соединялся прекрасно устроенным бульваром».

В 1828 году побывал на Урале А. Я. Купфер, первый директор Главной физической обсерватории. Он отметил в путевом дневнике: «Верх-Исетские литейни, принадлежащие господину Яковлеву, расположены приблизительно в трех верстах от Екатеринбурга; отличное шоссе, окаймленное с обеих сторон двойной аллеей деревьев для пешеходов, ведет к ним через местность очень красивую».

В 1839 году в городе гостил лейтенант флота Л. А. Загоскин. Он, как и предыдущие господа, не миновал Верх-Исетского завода, а в своих записках указал: «...от завода до города идет прекрасный широкий бульвар, наподобие екатерингофского».

Вот каковы свидетельства об интересующей нас улице. Теперь из времен весьма давних приглашаю вас в 1911 год. Пройдемся по ВИЗ-бульвару начала XX века.

Сбор всех экскурсантов назначается у столбов Московской заставы. На этом месте заканчивается Главный проспект и начинается дорога на Верх-Исетский завод. Здесь, напоминаю, проезжал в 1824 году Александр I. Горожане очень гордятся тем, что удостоились чести принимать государя -победителя Наполеона. В 1912 году исполнится 100 лет Бородинскому сражению и екатеринбуржцы снова обратятся памятью к тем высокоторжественным дням. Впрочем, сейчас-то мы с вами в 1911 году.

Бодро движемся вперед. По правую руку видим ипподром. Здесь распоряжается местное Общество охотников конского бега. Оно существует с 1886 года и ставит своей целью «поощрение и улучшение коннозаводства через испытание и награду резвости и силы лошадей». 1911 год у общества - юбилейный, 25-й. По этому поводу организовали торжества. Начали знаменательный день с молебна, затем ровно в 12 часов подали завтрак. В 2 часа происходила парадная выводка лошадей, потом устроили бега и скачки, а уж по окончании - снова чай в деревянном, резном павильоне ипподрома. Призов тогда раздали на 875 рублей. Само общество, заметим, выплатило меньше половины, все остальное - за счет Управления государственного коннозаводства. К конным состязаниям екатеринбуржцы относятся весьма благосклонно. Настоящие знатоки-лошадники есть. Прекрасных рысаков и скакунов держат владельцы магазинов Агафуровы, торговец фруктами Богатиев, часовщик Анцелевич, купец Степанов, хозяин механического завода Ятес и многие другие. Нынче побеждает агафуровский красавец Пелым, Сплав Ятеса хорошо выступает. Таких лошадей холят, лелеют, а уж какие клички дают. Вот посмотрим программку очередных бегов, тут Стенька Разин, Кореец, Удалой, Вздорный, Крутой, Банкет и даже Уйди-Вырвусь, последний, кстати, особыми победами не блещет.

Екатеринбургский ипподром обычно не пустует, тотализатор работает исправно. Бывает, благотворительные бега устраиваются в пользу детских яслей, например, или приюта. Отдельные граждане, правда, высказывают иногда возмущение: нездоровый азарт - используют, мол, животных в угоду низменным страстям. А я думаю, что развитие коневодства и конный спорт - дело хорошее. Вы ведь знаете, что мощность автомобилей в лошадиных силах измеряют, стало быть, все от него, от коняги. Авто местные крестьяне «бешеной телегой» прозвали, и верно - несется в пыли да в противной гари, а лошадка - трюх, трюх... Тише едешь - дальше будешь.

Это, однако, лирическое отступление, а про ипподром нужно еще много рассказать. Екатеринбургские школьники - гимназисты и реалисты - увлеклись спортивной гимнастикой. С преподавателем, господином Немецом, разучивают «сокольские упражнения». Под барабанный бой все синхронно, как один, руки-ноги поднимают, делают наклоны в разные стороны, повороты. Получается красиво. Завезли в Россию эту моду из Чехии, оттуда, кстати, и Матвей Францевич Немец прибыл. В Чехии действует молодежное движение «соколов», они очень увлекаются физической культурой. Русские последовали примеру братьев славян, ну и уральцы, конечно, не отстали. В апреле 1911 года наши «соколы» пришли на ипподром.

Публики собралось множество, родители мальчиков, конечно, прибыли, барышни-гимназистки пожаловали. Погода вот только подвела: с утра - холодно, потом начал накрапывать дождь. Мальчикам не пришлось покрасоваться в специальных костюмах, выполнить упражнения с пиками и пирамиды, зато удались вольные упражнения. В газетах потом о таком интересном событии написали: «...новая идея привлекла внимание».

Кони и «соколы» - это интересно, но самым выдающимся событием на ипподроме в 1911 году стал, конечно, полет авиатора. Это случилось в нашем городе впервые.

27 июня (по старому стилю) 1911 года на ипподроме собралось почти все население Екатеринбурга. Люди желали видеть, как взмоет ввысь летчик господин Васильев. Аппарат назывался «Блерио». Его на поле солдаты втащили. В разобранном виде он совсем неказистый: длинный, закопченный, крылья - словно куски грязного холста. Техник, обливаясь потом, собирать машину начал, что-то подвинтил, подтянул, и вот на траве встала огромная стрекоза. Покоритель воздушного пространства за руль взялся смело, и побежала стрекоза по траве, а потом как-то совсем незаметно для глаз вдруг оторвалась от земной тверди. Толпа на трибунах замерла в немом восторге. Вытянули шеи «бесплатные» зрители, что на окрестных холмах разместились. «Блерио» летел на высоте 100 метров, достиг Тихвинской улицы (ул. Хохрякова), круто повернул, набрал 150 метров и взял обратный курс. Екатеринбуржцы головы подняли. Гимназические фуражки, картузы и даже огромные дамские шляпы с них попадали. Буря аплодисментов, крики, а самолетик уже снова на поле. Горожане - в восторге, расходиться не желают. Волшебную стрекозу подвозят к павильону, к нему сбегается толпа. Васильев - герой! Все прошло прекрасно, и было бы еще лучше, если бы не мешала ужасная пыль, стоявшая в тот вечер густым столбом над нашим городом. Ах, как все ждали дождя!

Правду надо сказать, полет в воздух - незабываемое событие для города. Об этом екатеринбуржцы долго судили-рядили, но нам нужно еще кое-что осмотреть на ВИЗ-бульваре. Напротив ипподрома есть театр, или иначе его называют Верх-Исетский народный дом. Он построен в 1900 году Комитетом попечительства о народной трезвости, следовательно, и предназначен предоставлять простым людям «разумные развлечения». Устраиваются здесь спектакли, билеты на которые стоят копейки, бывают также лекции и чтения с туманными картинами. В свободное от просветительной деятельности время на сцене выступают различные театральные труппы, приезжают столичные знаменитости, в 1904 году, например, Вера Комиссаржевская гастролировала, а в 1910-м - Леонид Собинов. Верх-Исетский театр хотя и прост в архитектурном смысле, из бревен сложен, да зато вместителен - 1100 мест.

В 1911 году театр, как всегда, не простаивал. Полистайте местную газету и увидите: в январе шел «Дядя Ваня» А. Чехова в пользу студентов; в феврале на творение М. Горького любовались, пьеса называлась «Чудаки». Екатеринбуржцам эта вещь прогрессивного писателя откровенно не понравилась, а рецензенты и вовсе не сдерживались, назвали «Чудаков» «литературным недоноском, нудным и беспомощным». Зато уж на Масленицу Верх-Исетский театр порадовал популярными и любимыми постановками - гоголевской «Женитьбой», «Грозой» А. Островского. В народном театре показывали даже кино.

В апреле такой сеанс устроило попечительство о трезвости. Пришло много школьников. Им демонстрировали картины о домашних животных, «полезных человеку», и кинохронику. До чего же удивительно было видеть на белом экране родные улицы, Кафедральную площадь, памятник Александру II - словом, все торжества, какие устраивались 19 февраля по случаю 50-летия освобождения крестьян. Долго ребятишки потом обменивались впечатлениями.

От театра снова идем вперед и видим перед собой каменное здание в классическом стиле. Это Верх-Исетская больница. Ее еще в 20-е годы XIX века архитектор Малахов строил. Пользовали рабочих завода, а помощь подавал им замечательный врач Александр Андреевич Миславский. Это - великий доктор. Со службы в госпитале ушел совсем недавно, в 1909 году, полвека без малого был на посту. Сколько добра он людям сделал, скольким зрение вернул. Городская дума его в 1901 году почетным гражданином Екатеринбурга избрала. Теперь обойдем больничное здание и обязательно осмотрим находящийся рядом велодром. Это - царство екатеринбургских спортсменов. Велодром открылся в 1900 году, а вот общество любителей двухколесных машин начало действовать еще в 1886 году, под названием «Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей». Среди его активистов увидим мы все тех же неугомонных Агафуровых, а еще господина Перетца, владельца пуховой фабрики, спичечного магната Логинова, мукомола Первушина. Камалетдину Агафурову велосипедисты благодарны за то, что вложил организаторские свои способности и некоторые денежные средства в строительство небывалого ранее в городе спортивного сооружения. В 1911 году велодром не только велосипедистов привлекал, здесь в поднятии гирь соревновались, в прыжках, беге, гимнастике,

имелись для этого и специальные снаряды. Вход на велодром стоил 20 копеек. За эту цену можно как самому поупражняться, так и состязания посмотреть на скорость или фигурную езду, а потом увидеть чествование победителя, вручение ему серебряного жетона.

Ну что ж, посмотрели екатеринбургский велодром, теперь снова возвращаемся на бульвар. Сейчас можно повернуть к городу, если удачно подхватим извозчика, дорога же пойдет дальше к заводу.

На ВИЗе в начале 1911 года тревожное происшествие случилось - взорвалась паропроводная труба. На бульваре, да и в пределах Екатеринбурга, обыватели слышали странный звук, сперва обеспокоились, а потом узнали, что все хорошо и пострадавших нет, и можно спокойно пойти погулять на любимый ВИЗ-бульвар, засаженный березами и цветами. К слову сказать, скоро ВИЗ-бульвар снова украсят молодые березки, и он, как встарь, будет прекрасен.

Виз-бульвар

Ипподром







Народный театр





Верх-Исетская больница



12.06.2008

 
     
- made in yekaterinburg - 2003 - 2006 -
Связь с администратором сайта admin@1723.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования