: Начало : Снимаем : Читаем : Анализируем : Думаем : Смеёмся : Топонимика : ЖК : МЫ : : Форум : Гостевая : О сайте :
 

посмотреть все решётки

Оград узор чугунный
Текст 3

Урал — один из старейших металлургических районов нашей страны. С древнейших времен человек здесь добывал руды и плавил металл. С конца XVII века на Урале возникает крупное металлургическое производство. Через столетие уральский металл завоевывает европейский рынок.

Урал поставлял стране и на экспорт самые различные сорта черного и цветного металла, оружие, боеприпасы, снаряжение, металлические изделия, в том числе художественные решетки ограждений, как литые, так и кованые. Эти изделия находили широкое распространение на Урале, в частности и в особенности на самих заводах. Некоторые из уральских металлургических предприятий специализировались на художественном литье из чугуна. Наибольшую известность приобрел построенный еще в 1747 году Каслинский завод.

Художественное литье на Урале производилось и использовалось в строительстве издавна, с момента возникновения в крае крупной металлургической промышленности. Так, например, в знаменитой Невьянской башне, построенной в 1725 году, широко использовался металл, в том числе и художественно обработанный. Из чугуна на башне были сделаны оконные и дверные коробки, полы, перила балконов и балки перекрытий. По старым городам Урала, в большинстве случаев возникших на базе чугуноплавильных и железоделательных заводов, разбросано множество сооружений, украшенных художественными ограждениями из кованых и чугунных решеток. Обильное применение металла в архитектуре отразило производственную специализацию края. Помимо работы для столичных дворцов, многие заводы выполняли заказы местных заводчиков, золотопромышленников, купцов, строивших свои дворцы, особняки и усадьбы на столичный манер.

В первой половине XIX столетия, в период замены обветшавших деревянных заводских строений каменными, многие заводовладельцы возводили здания цехов по архитектурным проектам, согласованным с требованиями производства, но отличавшимся высоким вкусом и мастерством. Заводские архитекторы составляли проекты целых, производственных ансамблей, имевших единое архитектурное решение. В некоторых случаях в этих проектах (а затем и в натуре) находили применение и художественные решетки-ограды. Заводские архитекторы охотно использовали их для установки на плотинах набережных, в каменных оградах и даже в производственных помещениях.

Выполняя заказы на решетки, мастера иногда подражали схемам столичных рисунков, но в большинстве случаев создавали свои собственные рисунки.

Образцы искусства создателей художественных решеток — уральских архитекторов, кузнецов и литейщиков — можно встретить повсюду на Урале — от Чердыни и Соликамска до Оренбурга. Многие из них входят в золотой фонд отечественной архитектуры.

Но вместе с тем многие замечательные по своему замыслу и исполнению металлические ограды утрачены или сохранились только во фрагментах, на редких фотоснимках или в заводских архивах.

Автора этих строк давно привлекала прелесть художественных металлических решеток. Из этого интереса родились поиски образцов металлических ограждений, их фотосъемка и зарисовка с целью запечатлеть образцы этого своеобразного и тесно связанного со спецификой края искусства.

В этой книжке публикуются фотоснимки металлических оград, сделанные преимущественно на территории Свердловской области — в Верхотурье, Нижнем Тагиле и Свердловске. Это, конечно, не представляет всего богатства Металлических оград в пределах всего края. Но вместе с тем собранные в указанных трех пунктах образцы достаточно типичны, чтобы характеризовать решетки, произведенные и в Каслях, и в Кусе, и во многих других пунктах Среднего и Южного Урала, где сложились традиции художественного литья и кованых изделий. Описание оград проведено применительно к их расположению, оговоренному выше.

Одна из самых старых в пределах Свердловской области высоких металлических оград — кованая решетка ограды в городе Верхотурье, построенной в камне в 1703 году (рис. 1). Рисунок, равномерно распределяясь по всему полю звена решетки, построен на вертикальных основных прутьях и состоит из двух видов гнутых прутков с однообразно закрученными концами. Несмотря на такое спокойствие рисунка, он имеет четко выраженную ритмичную середину, как бы вытягивающую решетку по горизонтали, и дополнительный утяжеляющий нижний пояс. Решетка не имеет эффектных деталей, но, помещенная между массивными своеобразными по форме каменными столбами и на фоне очень пышных деталей церкви, она своей легкостью создает приятное свежее впечатление; являясь в то же время густой ажурной преградой (рис. 26. 18). Такой мотив решетки в последующие годы очень часто применялся и в других городах, например, в старом Екатеринбурге и выполнялся еще легче: средняя лента рисунка совсем незначительна, а нижний утяжеляющий пояс отсутствует вовсе. Решетка становилась стройнее и вытягивалась по вертикали.

Очень большой интерес представляют чугунные литые решетки ограды ансамбля Свердловского Дворца пионеров, принадлежавшего некогда екатеринбургскому купцу и выстроенного в первой четверти XIX века (рис. 3). Строгий простой рисунок высокой решетки между дорическими колоннами в арках высокой стены ограды (рис. 2), увязанный по рисунку с воротами (рис. 4) и калитками, с большой силой выявляет и подчеркивает торжественную и немного пышную декорацию всех оград и портиков. Слева и справа к воротам примыкает каменная ограда, увенчанная чугунным кружевным узором низкой решетки и облегченная сквозными арками с Полукруглой ажурной решеткой (рис. 5).

Несмотря на большое количество разных по высоте и формам решеток, чередующихся на сравнительно небольшом пространстве, вся ограда выглядит цельно и хорошо увязана с монументальными классическими формами коринфских, ионических и дорических колонн и всеми деталями, как основного двухэтажного корпуса, так и служебных флигелей и переходов. Весь комплекс представляет собой замечательный образец мастерского сочетания чугунных решеток отрад и балконов с архитектурой дворца, относящейся к позднему русскому классицизму.

Примерно к тому же времени, что и ансамбль Дворца пионеров, относится сооружение другого замечательного ансамбля—здания 2-й областной больницы в Свердловске, бывшего Дома главного начальника горных заводов хребта Уральского. Ансамбль этот, выполненный в духе русского классицизма, включает интереснейшую высокую чугунную решетку (рис. 6), ограждающую большой сад, примыкающий к зданию.

Рисунок решетки (рис. 7) по схеме очень похож на решетку ограды парка бывшего Каменноостровского дворца в Ленинграде, установленную около 1824 года (автор — архитектор Л. И. Шарлемань). Те же узкие вытянутые ромбы с чередованием узких и орнаментированных более широких и, пожалуй, те же пропорции в членениях, только детали рисунка уральской решетки богаче. В верхнем поясе решетки и в центре ромбов место розеток занимают шестиконечные звездочки, да поверху имеются более развитые бутоны распускающихся цветов. Существенное отличие этих родственных решеток имеется только в креплениях. Звено уральской решетки стоит между чугунными дорическими колоннами с шаром наверху, а звено ленинградской решетки ограничивают большие чугунные мечи в ножнах рукоятками вверх.

К другой стороне здания примыкают ворота и хозяйственный двор, обнесенный тоже чугунной оградой, но с более простым рисунком (рис. 8).

На улице Сакко и Ванцетти расположен небольшой дом в том же стиле позднего русского классицизма. Здесь заслуживают особенного внимания кованые ворота и калитка, выполненные с деталями из растительного орнамента (рис. 10).

На рис. 11 приведена высокая каменная ограда сада одного из старых особняков первой половины XIX века в Свердловске. Стена ограды облегчена рядом полукруглых отверстий с решетками и увенчана своеобразной низкой решеткой из полуколец.

Существенным элементом оград, органически с ними связанным, являются ворота. Среди них следует, прежде всего, отметить ворота бывшего собора (рис. 25), построенного итальянскими мастерами в 1770 г. в Нижнем Тагиле. Ворота вписаны в высокую ограду, выполненную в живых барочных формах. Ворота и решетка, как и само здание собора, не сохранились и воспроизводятся по фотографии из фондов Нижне-Тагильского краеведческого музея.

Большой интерес представляют хорошо сохранившиеся кованые ворота старой усадьбы, теперь Дома учителя, на набережной Труда в Свердловске. Ворота эти единственные в своем роде по рисунку кружевной ажурности и тонкому мастерству исполнения (рис. 29). Являясь центром композиции всей ограды, они как бы сгустили и заплели в сплошной тонкий ажур бегущие к ним по стене чугунные кольца низкой решетки (рис. 28. 30). Легкая ажурность ворот подчеркивается тяжелой каменной оградой.

Несколько напоминают их по выполнению и рисунку ворота по ул. Первомайской в Свердловске (рис. 33), а также ворота и две калитки, обрамленные тяжелыми каменными арками в ограде церкви в Верхнем Тагиле (рис. 31).

Как уже отмечалось, самый распространенный вид оград — низкие ограды. Решетки их большей частью поставлены на высоких каменных цоколях с чугунными столбиками и реже на низких бордюрах или непосредственно на земле между массивными каменными столбами. Из этой группы оград полезно рассмотреть и сравнить две решетки (рис. 56 и 57), верхотурскую и свердловскую. Схема рисунка у обеих решеток одинакова и только при внимательном рассмотрении видна разница в пропорциях и рисунках деталей. В первой решетке (рис. 56) вся нижняя переплетенная часть более тяжелая и поднимается близко к верхнему поясу, заполняя и утяжеляя все поле, тогда как вторая решетка (рис. 57), более совершенная, стройна и изящна благодаря большему разрыву и более четкому разграничению верхнего и нижнего поясов. На этих примерах видно, как из одних и тех же элементов, только слегка изменяя их пропорции, мастера собирали новые решетки. В тридцатых годах XIX века на плотине в Екатеринбурге главным архитектором Екатеринбургских заводов М. П. Малаховым была установлена чугунная решетка (рис. 52), выполненная каслинскими мастерами. Решетка очень удачна, проста по замыслу Она имеет спокойный, ясный и ритмичный рисунок, обогащенный большими рельефными двухсторонними розетками (рис, 53). и своей монументальностью хорошо сочетается с плотиной, органически вырастая из мощной тяжелой насыпи, являясь неотъемлемой ее частью.

Интересна по своей сборности сложная кованая решетка из полосы в Верх-Нейвинске (рис. 60). Здесь все элементы собраны не с помощью металлических хомутиков, как делается в большинстве кованых решеток, а закреплены на заклепках и штырьках. Звено этой решетки состоит из двух половинок, соединенных между собой болтами и в свою очередь присоединенных на болтах же к стальным стойкам квадратного сечения. У калитки верх—литой, из чугуна, с пышным рисунком растительного орнамента, — прикреплен болтами к двум открывающимся половинкам звена (рис.61).

Кованая решетка вокруг здания в Верхнем Тагиле со своеобразным красивым рисунком по сборности отличается от предыдущей (рис. 63). Сборка ее очень проста, все элементы соединены одним хомутиком,

а полосы в местах пересечения врезаны одна в другую в „полполосы", концы полос пропущены сквозь отверстия в верхнем и нижнем горизонтальных поясах и расклепаны (рис. 64).

Решетка (рис. 67, 68), ныне стоящая на подпорной стенке берега реки Исети за плотиной по улице Малышева в Свердловске, густая и очень сложная. Она служит наглядным примером динамического построения. По рисунку ее хорошо чувствуется быстрое движение, глаз не останавливается на отдельных деталях, а скользит дальше и дальше по направлению течения реки, увлекаемый расположенными в средней части большими вихревыми завитками, разрывающими спокойный ритм вертикальных прутьев. Решетка, очевидно, переставлена и неудачно, так как некоторые звенья ее установлены в обратном порядке и разрывают общее стремительное движение рисунка.

Немало низких кованых решеток можно видеть на свердловских и тагильских кладбищах (рис. 54). Некоторые из них были сразу предназначены для огораживания могил, а другие взяты из разрушенных ограждений зданий и садов. Первая из этих решеток самая старая, изготовленная на заводах Демидова. Об этом свидетельствует излюбленная тагильская форма — скрученные в спираль железные прутья квадратного сечения и детали соединения.

Среди балконных решеток, пожалуй, самая красивая установлена на небольшом особняке в Свердловске-(рис. 76). Большие ажурные кронштейны своими упругими, собранными в спирали завитками каких-то вьющихся растений, надежно поддерживают большой балкон. Рисунок решетки балкона, к сожалению, испорченный прибитыми изнутри досками, более спокоен и лишь центральными вставками на звеньях между чугунными столбикам» отвечает бурно расцветшим металлическим бутонам под балконом» Тема больших бутонов и цветов в рисунке кронштейнов встречается очень часто почти по всему Уралу. Для решеток, помещенных на отдельно стоящих балконах или между колонн, характерен мотив круга, напоминающий в различных вариантах решетку плотины городского пруда в Свердловске.

Многие решетки воспроизводят в затейливых рисунках растительные мотивы, как, например, чугунная густая решетка между колоннами портика здания Свердловской государственной консерватории, установленная в 30-х годах XIX века (рис. 80). В, более позднее время этот вид решеток часто приближается к формам стиля барокко.

Художественных оконных решеток уцелело .очень мало, да и те встречаются, только в окнах/храмов, преимущественно простые, однотипные. Очень выразительны решетки в бывшем Верхотурском . соборе (рис. 99, 101). Пышные, украшенные розетками, они хорошо увязаны с коринфскими капителями колонн, обрамляющими окно. Обе решетки создают впечатление богатства и торжественной пышности. В другой церкви Верхотурья простая, несколько тяжеловесная и мрачная решетка (рис. 102) гармонирует с совершенно простым наличником, сделанным в камне и совсем без штукатурки. Эти элементы, дополняя друг друга, придают зданию некоторую суровость. Церковь небольшая, но, благодаря применению крупных тяжеловесных деталей, кажется монументальной.

Последнюю группу представленных в нашей книге решеток составляют лестничные ограждения. Лестничные ограждения, как и вся лестница, играли первоочередную, а иногда и главную роль в архитектуре внутренних помещений многоэтажных зданий. Примером оригинального решения основного внутреннего объема здания служит целиком выполненная из металла лестница здания бывшего заводоуправления Нижне-Тагильгских заводов, построенного в 1834 году в Нижнем Тагиле, ныне здания городского Совета. Первоначально лестница была деревянная, в 80-х годах XIX века ее заменили металлической. Лестница занимает всю среднюю часть двухэтажного здания. С первого этажа на междуэтажную площадку (рис. 104) ведут два боковых марша, а от нее один центральный приводит на площадку второго этажа (рис. 105)

Вся лестница сделана целиком из металла: и перила с поручнем, и ажурные ступени, и тетивы маршей, и опорные колонны крупного квадратного сечения, скрученные винтообразно.

В лестнице применены литой чугун и кованое железо. Все между собой .так хорошо увязано, что создает впечатление единого целого со своим логичным рисунком.

Мотив винтообразного скрученного квадратного железа, повторяющийся в опорных колоннах, в вертикальных стержнях перил лестницы и даже в фонарных столбах освещения, стоящих у подъезда перед зданием (рис. 121). наглядно демонстрирует мастерство и силу уральских мастеров-умельцев.

Эта закрученное толстое квадратное железо и узлы завязанных в холодном состоянии прутьев круглого сечения толщиной в руку человека, хранящиеся в краеведческом музее Нижнего Тагила, служили рекламой для Демидовых, а для нас, советских людей, являются своеобразным памятником могучего искусства уральских рабочих.

На рис. 107 изображена внутренняя лестница здания Уральской государственной консерватории. В отличие от Нижне-Тагильской лестницы, где перила и опорные колонны сделаны из кованого железа, эта лестница вся собрана из чугунных отливок. Рисунок отдельных чугунных элементов перил в целом создает впечатление плетеной корзинки (рис. 108), внизу которой имеются цветы на стебельках, частью распустившиеся. Полные, сочные нераспустившиеся бутоны с листком тянутся от одного элемента ограждения к другому и, красиво сплетаясь, соединяют их между собой.

К сожалению, сейчас об этом можно только догадываться, так как решетка сильно повреждена, и лишь кое-где сохранились отдельные элементы, по которым можно судить о первоначальном ее виде (рис.107).

Очень интересна по своему замыслу и рисунку чугунная решетка лестницы в большом особняке (теперь в этом здании размещается Свердловский педагогический институт). Она выполнена в виде отдельных вставок в мраморные перила (рис. 106, 109).

К художественным решеткам очень близки произведения из металла, составляющие, если так можно выразиться, арматуру зданий. Это прежде всего крытые металлические крыльца, навесы и портики (рис. 112,. 113). Элементы эти, так же как и решетки ограждений, составляют неотъемлемую часть архитектурного замысла здания. Они имели большое практическое значение в условиях сурового уральского климата. Сильные снегопады и частые дожди заставляли сооружать какую-то легкую защиту от непогоды около наружных дверей здания.

Металлические крыльца и навесы были литые чугунные и кованые железные и по ажурности и художественному исполнению нисколько не уступали решеткам ограждений.

Еще большего развития этот вид искусства достиг в выполнении чудесных, художественно законченных павильонов и часовен. Эти изумительные сооружения, сделанные целиком из металла — чугуна и железа, концентрируют накопленное поколениями мастеров умение выявить все возможности металла как в конструкциях, так и в архитектурно-художественной выразительности. На рис. 115, 116 показан великолепный павильон со сложными конструкциями и хорошо найденными соотношениями отдельных частей.

Этот павильон был отлит из чугуна в Каслинском заводе для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. В 1898—1900 годах в Каслях отливается из чугуна еще один павильон для Парижской Всемирной выставки 1900 года (рис.117), легче и нарядней первого. Весь павильон одет сплошным чугунным кружевным узором тонко прорисованных сквозных ажурных и накладных барельефных деталей. Любой фрагмент представляет законченную композицию, выполненную в совершенстве. Этот последний павильон реставрирован и демонстрируется в составе экспозиции Свердловской картинной галереи





19.03.2006

Доска объявлений Баш на Баш

 
     
- made in yekaterinburg - 2003 - 2006 -
Связь с администратором сайта admin@1723.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования